ФОРЕ́
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФОРЕ́ (Fauré) Габриель (12.5.1845, Памье, деп-т Арьеж – 4.11.1924, Париж), франц. композитор, органист, дирижёр, педагог. Чл. Академии изящных искусств Франции (1909). В 1854–65 учился в парижской Школе классич. и церковной музыки Л. Нидермайера у К. Лоре (орган), К. Вакеталера (контрапункт), Нидермайера (григорианский хорал, фп., композиция), с 1861 у К. Сен-Санса (фп., композиция). Работал церковным органистом в Бретани и Париже. Участник франко-прусской войны 1870–71 (воевал в пехоте в имп. гвардии). В Париже в артистич. салонах Сен-Санса и П. Виардо-Гарсия сблизился с видными франц. музыкантами – В. д’Энди, Э. Лало, Э. Шабрие и др. В 1896–1920 проф. по классу композиции в Парижской конс. (в 1905–20 директор), среди учеников – М. Равель, Н. Буланже, Дж. Энеску, А. Казелла. В 1903–21 в качестве муз. критика сотрудничал с газ. «Le Figaro». Гастролировал как дирижёр во Франции и др. странах Европы, в 1910–11 – в России. В последние годы жизни много времени уделял образованию молодых композиторов, особенно членов «Шестёрки».
Автор оперы «Пенелопа» (по Гомеру; 1913, Монте-Карло, Париж), хоровой музыки – духовной (преим. на лат. молитвословные тексты, включая 6 версий «Ave Maria»; наиболее известен «Реквием», 1-я ред. 1877, 2-я ред. 1893, 3-я ред. 1900) и светской (популярна «Павана» на слова Р. де Монтескью, 1887). Значит. место в творчестве Ф. занимают вокальная лирика (циклы «Поэма одного дня» на слова Ш. Гранмужена, 1880, «Море» на слова Ж. Ришпена, 1889, «Добрая песенка» на слова П. Верлена, 1893, и др.) и фп. сочинения разных жанров (баллады, ноктюрны, мазурки, экспромты, баркаролы, вальсы-каприсы). Среди др. сочинений – 2 симфонии (1874, 1884), музыка к спектаклям драматич. театра (в т. ч. к пьесе М. Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда»; оркестровая сюита – 1900, со знаменитой «Сицилианой»). Композитор-романтик, Ф. дистанцировался от глобальных драматич. концепций и современного ему авангардизма. Для его муз. стиля характерны рельефная мелодия, расширенная тональность с умеренным применением хроматики и модализмов, чёткая муз. форма, прозрачная сбалансированная фактура.
Кавалер Большого креста ордена Почётного легиона (1923).