ЛАЛО́ ЭДУАР
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАЛО́ (Lalo) Эдуар (Эдуар Виктор Антуан) (27.1.1823, Лилль – 22.4.1892, Париж), франц. композитор, скрипач, альтист. Сын выходца из Испании. Обучался игре на скрипке в Лилльской конс., с 1839 брал уроки у П. Байо и Ф. А. Хабенека (скрипка), Ю. Шульгофа и Ж. Э. Кревкёра (композиция) в Париже. С 1855 альтист, затем 2-й скрипач парижского квартета Ж. Арменго. Известность Л. как композитору принесли 1-й (1874) и 2-й («Испанская симфония», 1875) концерты для скрипки с оркестром, исполненные в Париже П. Сарасате.
Л. – один из крупнейших представителей франц. инструментальной музыки 2-й пол. 19 в., создатель особого типа инструментального концерта – монументального концерта-сюиты, характеризующегося опорой на бытовые жанры. В «Испанской симфонии» первым среди франц. композиторов-романтиков обратился к исп. фольклору. Влияние нар. музыки прослеживается также в «Норвежской рапсодии» для оркестра (1881) и в 3-м – «Русском» – концерте для скрипки с оркестром (1883); в опере «Король из города Ис» (1888, Париж) претворены элементы бретонского фольклора. Среди др. сочинений: опера «Жакерия» (завершена А. Кокаром, 1895, Монте-Карло), балет «Намуна» (по А. Мюссе, 1882, Париж), пантомима «Нерон» (1891, Париж), симфония (1889); концерты с оркестром – для виолончели (1877), для фп. (1889); 2 струнных квартета, 3 фп. трио, инструментальные сонаты, ок. 30 песен и романсов.
Его сын – Пьер Лало (1866–1943), муз. критик. Автор книг «Рихард Вагнер, или "Нибелунг"» («Richard Wagner ou le "Nibelung"», 1933), «От Рамо до Равеля: портреты и воспоминания» («De Rameau à Ravel: portraits et souvenirs», 1947).