КАЗЕ́ЛЛА АЛЬФРЕДО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЗЕ́ЛЛА (Casella) Альфредо (25.7.1883, Турин – 5.3.1947, Рим), итал. композитор, пианист, дирижёр, музыковед, обществ. деятель. В 1896–1902 учился в Парижской конс. у Г. Форе (композиция), Л. Дьемера (фп.), К. Леру (теория музыки). Гастролировал как пианист во мн. странах Европы (с 1907 неоднократно в России). В 1915–22 и с 1932 проф. по классу фп. в лицее (позднее в академии) «Санта-Чечилия» в Риме. В 1933 (вместе с Д. Наполетано) основал Муз. академию в Неаполе. В 1917 вместе с Дж. Ф. Малипьеро, О. Респиги, М. Кастельнуово-Тедеско и др. итал. композиторами организовал Итальянское об-во совр. музыки (существовало до 1919), в концертах которого успешно выступал как дирижёр. В 1923 совм. с Малипьеро и композитором М. Лаброкой, при активной поддержке Г. Д’Аннунцио, основал Корпорацию новой музыки (с 1928 отделение Междунар. об-ва совр. музыки). С 1930 один из худож. руководителей Междунар. фестиваля совр. музыки в Венеции. С 1932 принимал участие в работе вновь созданной муз. академии «Киджана» в Сиене (вёл мастер-класс для пианистов), в 1939 возглавил ежегодный муз. фестиваль «Сиенская музыкальная неделя». До 1913 в музыке К. прослеживается влияние Форе, рус. композиторов 19 в. (Симфония № 1, 1906; оркестровка фп. фантазии «Исламей» М. А. Балакирева, 1907), Г. Малера (Симфония № 2, 1909). В оркестровой рапсодии «Италия» (1909) использовал мелодич. материал сицилийских и неаполитанских песен. В 1913–20 испытал влияние экспрессионизма (9 пьес для фп. op. 24, 1914); одно из самых ярких сочинений этого периода – гротескная и насыщенная диссонансами Сонатина для фп. op. 28 (1916). С сер. 1920-х гг. в сочинениях К. заметны черты неоклассицизма и необарокко: «Скарлаттиана» для фп. и малого оркестра, «Римский концерт» для оркестра и органа, опера «Женщина-змея» (по К. Гоцци, Рим, 1932). Попав под влияние идей итал. нацизма, в муз. мистерии «Искушение в пустыне» («Il deserto tentato», Флоренция, 1937) в символич. форме прославил абиссинскую воен. кампанию Б. Муссолини.
Автор монографий о И. Ф. Стравинском (1926), И. С. Бахе (1942), Л. ван Бетховене (1949), мемуаров (1941), исследования «Эволюция музыки сквозь призму истории совершенной каденции» (1924), учебника «Техника современного оркестра» (совм. с В. Мортари, 1950), мн. статей.
С 1952 в Неаполе проводится Междунар. конкурс пианистов им. А. Казеллы.