РЕСПИ́ГИ ОТТОРИНО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕСПИ́ГИ (Respighi) Отторино (9.7.1879, Болонья – 18.4.1936, Рим), итальянский композитор. В 1891–1901 учился в Болонском музыкальном лицее у Ф. Сарти (скрипка, альт), Дж. Мартуччи и Л. Торки (композиция); от последнего унаследовал интерес к старинной музыке, который пронёс через всю жизнь. В 1900–03 альтист в оркестре Мариинского театра (Санкт-Петербург), брал уроки композиции и оркестровки у Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербургской консерватории. В 1903 вернулся в Болонью, гастролировал по Италии как скрипач и пианист-аккомпаниатор (с 1910) певицы К. Фино-Савио. Впервые приобрёл известность как автор пышной оркестровой редакции «Плача Ариадны» К. Монтеверди (1908; ныне считается стилистически устаревшей). С 1913 жил в Риме. До 1935 преподавал композицию в консерватории «Санта-Чечилия» (профессор, в 1923–26 также директор). В 1932 совместно с И. Пиццетти, Р. Дзандонаи и другими композиторами подписал манифест, авторы которого резко критиковали авангардизм и высказывались за традиционные ценности в итальянском искусстве.
Обширное композиторское наследие Р. влючает сочинения во многих жанрах академической музыки, в том числе 9 опер, 5 балетов, программные пьесы для оркестра, концерты для солирующих инструментов с оркестром, инструментальные квартеты, квинтеты, сонаты, вокальные циклы и др. Наиболее известны симфонические поэмы «Фонтаны Рима» (1916), «Пинии Рима» (1924) и «Римские празднества» (1928) — образцы мастерской оркестровки Р., выдающей влияние Римского-Корсакова. В скрипичном «Григорианском концерте» (1921), фортепианном «Концерте в миксолидийском ладу» (1925), в струнном «Дорийском квартете» (1924) романтическая гармония с модализмами сочетается с мелодикой григорианского хорала (цитаты, стилизации). Три оркестровые сюиты «Старинные песни и танцы для лютни» (1917, 1923, 1932), оркестровая сюита «Птицы» (на темы Б. Пасквини, Ж.Ф. Рамо, Ж. Галло, Я. ван Эйка; 1928), Токката для фортепиано с оркестром (1928), «Концерт для пяти солистов» (1933) написаны в стилистике необарокко (см. Неоклассицизм). Среди сочинений Р. на духовную тему выделяются библейская кантата (авторское обозначение) «Христос» (1898), кантата «Похвала Рождеству» («Lauda per Natività del Signore», 1930; обе для солистов, хора и оркестра), а также опера «Св. Мария Египетская» («Maria Egiziaca», концертное исполнение, Нью-Йорк, 1932).