Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕСПИ́ГИ ОТТОРИНО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РЕСПИ́ГИ (Respighi) От­то­ри­но (9.7.1879, Бо­ло­нья – 18.4.1936, Рим), итальянский ком­по­зи­тор. В 1891–1901 учил­ся в Бо­лон­ском музыкальном ли­цее у Ф. Сар­ти (скрип­ка, альт), Дж. Мар­туч­чи и Л. Тор­ки (ком­по­зи­ция); от по­след­не­го уна­с­ле­до­вал ин­те­рес к ста­рин­ной  му­зы­ке, ко­то­рый про­нёс че­рез всю жизнь. В 1900–03 аль­тист в ор­ке­ст­ре Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра (Санкт-Пе­тер­бург), брал уроки ком­по­зи­ции и ор­ке­ст­ров­ки у Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва в Санкт-Пе­тербургской консерватории. В 1903 вер­нул­ся в Бо­ло­нью, га­ст­ро­ли­ро­вал по Ита­лии как скри­пач и пиа­нист-ак­ком­па­ниа­тор (с 1910) пе­ви­цы К. Фи­но-Са­вио. Впер­вые при­об­рёл из­вест­ность как ав­тор пыш­ной ор­ке­ст­ро­вой ре­дак­ции «Пла­ча Ари­ад­ны» К. Мон­те­вер­ди (1908; ны­не счи­та­ет­ся сти­ли­сти­че­ски ус­та­рев­шей). С 1913 жил в Ри­ме. До 1935 пре­по­да­вал ком­по­зи­цию в кон­сер­ва­то­рии «Сан­та-Че­чи­лия» (профессор, в 1923–26 так­же ди­рек­тор). В 1932 совместно с И. Пиц­цет­ти, Р. Дзан­до­наи и другими ком­по­зи­то­ра­ми под­пи­сал ма­ни­фест, ав­то­ры ко­то­ро­го рез­ко кри­ти­ко­ва­ли аван­гар­дизм и вы­ска­зы­ва­лись за тра­диционные цен­но­сти в итальянском искусстве. 

Обширное ком­по­зи­тор­ское на­сле­дие Р. влючает сочинения во многих жанрах академической музыки, в том числе 9 опер, 5 балетов, программные пьесы для оркестра, концерты для солирующих инструментов с оркестром, инструментальные квартеты, квинтеты, сонаты, вокальные циклы и др. Наи­бо­лее известны сим­фо­нические по­эмы «Фон­та­ны Ри­ма» (1916), «Пи­нии Ри­ма» (1924) и «Рим­ские празд­не­ст­ва» (1928) — образцы мастерской оркестровки Р., выдающей влияние Римского-Корсакова. В скри­пич­ном «Гри­го­ри­ан­ском кон­цер­те» (1921), фортепианном «Кон­цер­те в мик­со­ли­дий­ском ла­ду» (1925), в струн­ном «До­рий­ском квар­те­те» (1924) ро­ман­тическая гар­мо­ния с мо­да­лиз­ма­ми со­че­та­ет­ся с ме­ло­ди­кой гри­го­ри­ан­ско­го хо­ра­ла (ци­та­ты, сти­ли­за­ции). Три оркестровые сюиты «Старинные песни и танцы для лютни» (1917, 1923, 1932), оркестровая сюита «Птицы» (на темы Б. Пасквини, Ж.Ф. Рамо, Ж. Галло, Я. ван Эйка; 1928), Ток­ка­та для фортепиано с ор­ке­ст­ром (1928), «Кон­церт для пя­ти со­лис­тов» (1933) на­пи­са­ны в сти­ли­сти­ке не­оба­рок­ко (см. Неоклассицизм). Среди сочинений Р. на духовную тему выделяются библейская кантата (авторское обозначение) «Христос» (1898), кантата «Похвала Рождеству» («Lauda per Natività del Signore», 1930; обе для солистов, хора и оркестра), а также опера «Св. Мария Египетская» («Maria Egiziaca», концертное исполнение, Нью-Йорк, 1932).

Лит.: Respighi E. O. Respighi: Dati biografici ordinati. Mil., 1954; Rensis R. de. O. Res­pighi. Sion, 1957; Nicolodi F. Musica e mu­sicisti nel ventennio fascista. Firenze, 1984; Pedarra P. Catalogo delle opere di O. Res­pighi // O. Respighi / A cura di G. Rostirolla. Torino, 1985; Barrow L. G. O. Respighi: An annotated bibliography. Lanham, 2004.

Вернуться к началу