ПИЦЦЕ́ТТИ ИЛЬДЕБРАНДО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИЦЦЕ́ТТИ (Pizzetti) Ильдебрандо (20.9.1880, Парма – 13.2.1968, Рим), итал. композитор, дирижёр, музыковед, муз. критик и педагог, чл. Итал. академии (1939). В 1895–1901 учился в Пармской конс. у Т. Риги (гармония, контрапункт) и Дж. Тебальдини (композиция), в 1901–1905 там же читал курс истории музыки. С 1901 выступал как дирижёр в Парме. С 1907 проф. Пармской конс. (композиция); с 1908 проф. (гармония, контрапункт), в 1917–24 директор Муз. ин-та во Флоренции. В 1924–35 директор Миланской конс., с 1936 руководил кафедрой композиции, в 1947–52 также президент Нац. академии «Санта-Чечилия» в Риме. В 1929 гастролировал в Сев. Америке как автор и дирижёр собств. опер. В 1914 во Флоренции основал муз. ж. «Dissonanza», в 1932–47 сотрудничал в ж. «La rassegna musicale». В кн. «Современные музыканты» (1914) выступил с критикой веризма и опер Дж. Пуччини. Пропагандировал итал. муз. классику в науч. статьях и комментариях к публикациям произведений В. Беллини, скрипичных сонат Ф. М. Верачини, мадригалов Джезуальдо.
Оперы П. (гл. обр. на античные и библейские сюжеты) во многом связаны с тенденциями неоклассицизма. В содружестве с Г. Д’Аннунцио создал оперу «Федра» (1915, Милан), в дальнейшем писал оперы на собств. либретто: «Дебора и Иаиль» (1922), «Фра Герардо» (1928; обе – Милан), «Чужеземец» (1930, Рим), «Золото» (1947), «Калиостро» (1953; обе – Милан), «Дочь Иорио» (по «пасторальной трагедии» Д’Аннунцио, 1954, Неаполь), «Убийство в соборе» (по Т. С. Элиоту, 1958), «Клитемнестра» (1965; обе – Милан). Одно из наиболее значит. сценич. сочинений – «Священное представление об Аврааме и Исааке» (либр. О. Кастеллино, 1937, Перуджа). В произведениях П. строгость и возвышенность доромантич. стилей и старинных жанров и форм сочетаются с приёмами оперной драматургии 20 в. Среди др. сочинений: Месса-реквием для хора а капелла (1922), «Эдип в Колоне» для хора и оркестра (1936), «Эпиталамы» для солистов, хора и оркестра (на тексты Катулла, 1939); симфонии (1914, 1940); Поэма для скрипки с оркестром (1914); концерты для фп. (1933), виолончели (1934), скрипки (1944), арфы (1960) с оркестром.