Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИЦЦЕ́ТТИ ИЛЬДЕБРАНДО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 304

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПИЦЦЕ́ТТИ (Pizzetti) Иль­деб­ран­до (20.9.1880, Пар­ма – 13.2.1968, Рим), итал. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр, му­зы­ко­вед, муз. кри­тик и пе­да­гог, чл. Итал. ака­де­мии (1939). В 1895–1901 учил­ся в Парм­ской конс. у Т. Ри­ги (гар­мо­ния, кон­тра­пункт) и Дж. Те­баль­ди­ни (ком­по­зи­ция), в 1901–1905 там же чи­тал курс ис­то­рии му­зы­ки. С 1901 вы­сту­пал как ди­ри­жёр в Пар­ме. С 1907 проф. Парм­ской конс. (ком­по­зи­ция); с 1908 проф. (гар­мо­ния, кон­тра­пункт), в 1917–24 ди­рек­тор Муз. ин-та во Фло­рен­ции. В 1924–35 ди­рек­тор Ми­лан­ской конс., с 1936 ру­ко­во­дил ка­фед­рой ком­по­зи­ции, в 1947–52 так­же пре­зи­дент Нац. ака­де­мии «Сан­та-Че­чи­лия» в Ри­ме. В 1929 га­ст­ро­ли­ро­вал в Сев. Аме­ри­ке как ав­тор и ди­ри­жёр собств. опер. В 1914 во Фло­рен­ции ос­но­вал муз. ж. «Dissonanza», в 1932–47 со­труд­ни­чал в ж. «La rassegna musicale». В кн. «Со­вре­мен­ные му­зы­кан­ты» (1914) вы­сту­пил с кри­ти­кой ве­риз­ма и опер Дж. Пуч­чи­ни. Про­па­ган­ди­ро­вал итал. муз. клас­си­ку в на­уч. стать­ях и ком­мен­та­ри­ях к пуб­ли­ка­ци­ям про­из­ве­де­ний В. Бел­ли­ни, скри­пич­ных со­нат Ф. М. Ве­ра­чи­ни, мад­ри­га­лов Дже­зу­аль­до.

Опе­ры П. (гл. обр. на ан­тич­ные и биб­лей­ские сю­же­ты) во мно­гом свя­за­ны с тен­ден­ция­ми не­оклас­си­циз­ма. В со­дру­же­ст­ве с Г. Д’Аннунцио соз­дал опе­ру «Фед­ра» (1915, Ми­лан), в даль­ней­шем пи­сал опе­ры на собств. либ­рет­то: «Де­бо­ра и Иа­иль» (1922), «Фра Ге­рар­до» (1928; обе – Ми­лан), «Чу­же­зе­мец» (1930, Рим), «Зо­ло­то» (1947), «Ка­лиост­ро» (1953; обе – Ми­лан), «Дочь Ио­рио» (по «пас­то­раль­ной тра­ге­дии» Д’Аннунцио, 1954, Не­аполь), «Убий­ст­во в со­бо­ре» (по Т. С. Элио­ту, 1958), «Кли­тем­не­ст­ра» (1965; обе – Ми­лан). Од­но из наи­бо­лее зна­чит. сце­нич. со­чи­не­ний – «Свя­щен­ное пред­став­ле­ние об Ав­раа­ме и Исаа­ке» (либр. О. Кас­тел­ли­но, 1937, Пе­руд­жа). В про­из­ве­де­ни­ях П. стро­гость и воз­вы­шен­ность до­ро­ман­тич. сти­лей и ста­рин­ных жан­ров и форм со­че­та­ют­ся с приё­ма­ми опер­ной дра­ма­тур­гии 20 в. Сре­ди др. со­чи­не­ний: Мес­са-ре­к­ви­ем для хо­ра а ка­пел­ла (1922), «Эдип в Ко­ло­не» для хо­ра и ор­ке­ст­ра (1936), «Эпи­та­ла­мы» для со­лис­тов, хо­ра и ор­ке­ст­ра (на тек­сты Ка­тул­ла, 1939); сим­фо­нии (1914, 1940); По­эма для скрип­ки с ор­ке­ст­ром (1914); кон­цер­ты для фп. (1933), вио­лон­че­ли (1934), скрип­ки (1944), ар­фы (1960) с ор­ке­ст­ром.

Соч.: La musica dei Greci. Roma, 1914; Intermezzi critici. Firenze, [1921]; N. Paganini. Tori­no, 1940; Musica e dramma. [Roma], 1945; La musica italiana dell’Ottocento. Torino, 1947.

Лит.: Omaggio a I. Pizzetti nel centenario della nascita. [Parma, 1980]; Бо­го­яв­лен­ский С. Пиц­цет­ти // Му­зы­ка XX в.: Очер­ки. М., 1984. Ч. 2. Кн. 4; I. Pizzetti: cronologia e biblio­gra­fia. Parma, [1980].

Вернуться к началу