Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕЛИ́Б КЛЕМАН ФИЛИБЕР ЛЕО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 471

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. П. Груцынова

ДЕЛИ́Б (Delibes) Кле­ман Фи­ли­бер Лео (21.2.1836, Сен-Жер­мен-дю-Валь, деп-т Сар­та – 16.1.1891, Па­риж), франц. ком­по­зи­тор, чл. Ин-та Фран­ции (1884). Сын поч­то­во­го слу­жа­ще­го, му­зы­ке пер­во­началь­но об­учал­ся у ма­те­ри. С 1848 учил­ся в Па­риж­ской конс. у Ф. Ле Куп­пе (фор­те­пиа­но), Ф. Бе­нуа (ор­ган), Ф. Ба­зе­на (гар­мо­ния), А. Ада­на (ком­по­зи­ция). Пел в хо­ре ц. Св. Ма­рии Ма­гда­ли­ны, в 1849 уча­ст­вовал в пре­мье­ре опе­ры Дж. Мей­ер­бе­ра «Про­рок». С 1853 ак­ком­па­ниа­тор в «Те­атр Ли­рик» и ор­га­нист ц. Св. Пет­ра в Шайо, в 1862–71 ор­га­нист ц. Св. Ио­ан­на – Св. Фран­ци­ска (Па­риж). В 1858 опуб­ли­ко­вал неск. муз.-кри­тич. ста­тей в ж. «Le Gaulois hebdo­madaire» (псевд. Элуа Дель­бе). В 1864–71 хор­мей­стер в Па­риж­ской опе­ре. С 1881 проф. Па­риж­ской конс. по клас­су ком­по­зи­ции.

Ав­тор ок. 20 ко­мических опер и опе­ретт, гл. обр. в сти­ле А. Ада­на, сре­ди них: опе­ра «Па­па­ша Гриф­фар» («Maître Grif­fard», 1857), опе­рет­ты – «Шесть де­виц на вы­да­нье» (1856), «Яич­ни­ца а ля Фол­лем­буш» (1859), «Двор ко­ро­ля Пе­то» (1869), «Мальб­рук в по­ход со­брал­ся» (совм. с Ж. Би­зе, Э. Жо­нас и И. Ле­гуи, 1867; все по­став­ле­ны в Па­ри­же). Ев­роп. из­вест­ность ком­по­зи­то­ру при­нес­ли ко­мич. опе­ра «Так ска­зал ко­роль» (1873, на сю­жет из вре­мён Лю­до­ви­ка XIV), боль­шая опе­ра (в тра­ди­ци­ях Дж. Мей­ер­бе­ра) «Жан де Ни­вель» (1880) и ли­ри­ко-дра­ма­тич. опе­ра «Лак­ме» (на эк­зо­тич. сю­жет, 1883; все – «Опе­ра-Ко­мик», Па­риж). «Лак­ме» (на­ря­ду с опе­ра­ми «Ис­ка­те­ли жем­чу­га» Би­зе, «Сам­сон и Да­ли­ла» К. Сен-Сан­са) при­над­ле­жит к чис­лу луч­ших франц. опер ори­ен­таль­но­го на­прав­ле­ния, со­х­ра­ня­ет­ся в ре­пер­туа­ре опер­ных те­ат­ров. По­след­няя опе­ра Д. – 5-акт­ная «Кас­сия» (за­вер­ше­на и ин­ст­ру­мен­то­ва­на Ж. Масс­не, 1893, «Опе­ра-Ко­мик»). Для Па­риж­ской опе­ры Д. со­з­дал ба­лет «Ру­чей» (совм. с Л. Ф. Мин­ку­сом, ба­летм. А. Сен-Ле­он, 1866), а так­же ди­вер­тис­мент «Ожив­лён­ный сад» (ори­ги­наль­ное назв. «Вальс, или Та­нец цве­тов») к но­вой по­ста­нов­ке ба­ле­та А. Ада­на «Кор­сар» (1867). Наи­боль­ший ус­пех вы­пал на до­лю 2-го ба­ле­та Д. – «Коп­пе­лия, или Де­вуш­ка с го­лу­бы­ми гла­за­ми» (по но­вел­ле «Пе­соч­ный че­ло­век» Э. Т. А. Гоф­ма­на, ба­летм. Сен-Ле­он, 1870, Па­риж­ская опе­ра). Му­зы­ка это­го ба­ле­та, об­ла­дая ком­по­зиц. цель­но­стью (ор­га­нич­но со­че­та­ют­ся жан­ро­вые, ли­рич. и ко­ме­дий­ные сце­ны, ис­поль­зу­ют­ся лейт­мо­ти­вы), ста­ла од­ним из эта­пов на пу­ти сим­фо­ни­за­ции зап.-ев­роп. ба­ле­та. В не­ко­то­рых жан­ро­вых сце­нах ис­поль­зо­ва­ны под­лин­ные нар. ме­ло­дии (Бал­ла­да о ко­ло­се, Чар­даш). Му­зы­ку ба­ле­та вы­со­ко це­ни­ли П. И. Чай­ков­ский и А. К. Гла­зу­нов. Столь же удач­ным ока­зал­ся по­след­ний ба­лет Д. «Силь­вия, или Ним­фа Диа­ны» (по дра­ма­тич. пас­то­ра­ли «Амин­та» Т. Тас­со, ба­летм. Л. Ме­рант; 1876, Па­риж­ская опе­ра). В кра­соч­ной, ис­пол­нен­ной тон­ких пси­хо­ло­гич. де­та­лей му­зы­ке «Силь­вии» важ­ное зна­че­ние име­ют ли­рич. сце­ны, по­лу­чил раз­ви­тие прин­цип лейт­мо­тив­ных ха­рак­те­ри­стик. Сре­ди др. со­чи­не­ний: сце­на «Смерть Ор­фея» (1878), кан­та­та «Ал­жир» (1865), му­зы­ка к дра­ма­тич. спек­так­лям (в т. ч. к пье­се В. Гю­го «Ко­роль за­бав­ля­ет­ся», 1882).

Лит.: Curzon H. de. L. Delibes. Sa vie et ses œuvres. Р., 1926; Дру­скин М. С. Л. Де­либ. «Фа­дет­та». Л., 1936; Coquis A. L. Delibes. Р., 1958; Да­вид­сон И. Ба­ле­ты Де­ли­ба… // Со­вет­ская му­зы­ка. 1961. № 2; Studwell W. E. A. Adam and L. Delibes: a guide to research. N. Y., 1987; Ша­пи­ро С. М. Ба­ле­ты Де­ли­ба. М., 2001.

Вернуться к началу