ДЕЛИ́Б КЛЕМАН ФИЛИБЕР ЛЕО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕЛИ́Б (Delibes) Клеман Филибер Лео (21.2.1836, Сен-Жермен-дю-Валь, деп-т Сарта – 16.1.1891, Париж), франц. композитор, чл. Ин-та Франции (1884). Сын почтового служащего, музыке первоначально обучался у матери. С 1848 учился в Парижской конс. у Ф. Ле Куппе (фортепиано), Ф. Бенуа (орган), Ф. Базена (гармония), А. Адана (композиция). Пел в хоре ц. Св. Марии Магдалины, в 1849 участвовал в премьере оперы Дж. Мейербера «Пророк». С 1853 аккомпаниатор в «Театр Лирик» и органист ц. Св. Петра в Шайо, в 1862–71 органист ц. Св. Иоанна – Св. Франциска (Париж). В 1858 опубликовал неск. муз.-критич. статей в ж. «Le Gaulois hebdomadaire» (псевд. Элуа Дельбе). В 1864–71 хормейстер в Парижской опере. С 1881 проф. Парижской конс. по классу композиции.
Автор ок. 20 комических опер и оперетт, гл. обр. в стиле А. Адана, среди них: опера «Папаша Гриффар» («Maître Griffard», 1857), оперетты – «Шесть девиц на выданье» (1856), «Яичница а ля Фоллембуш» (1859), «Двор короля Пето» (1869), «Мальбрук в поход собрался» (совм. с Ж. Бизе, Э. Жонас и И. Легуи, 1867; все поставлены в Париже). Европ. известность композитору принесли комич. опера «Так сказал король» (1873, на сюжет из времён Людовика XIV), большая опера (в традициях Дж. Мейербера) «Жан де Нивель» (1880) и лирико-драматич. опера «Лакме» (на экзотич. сюжет, 1883; все – «Опера-Комик», Париж). «Лакме» (наряду с операми «Искатели жемчуга» Бизе, «Самсон и Далила» К. Сен-Санса) принадлежит к числу лучших франц. опер ориентального направления, сохраняется в репертуаре оперных театров. Последняя опера Д. – 5-актная «Кассия» (завершена и инструментована Ж. Массне, 1893, «Опера-Комик»). Для Парижской оперы Д. создал балет «Ручей» (совм. с Л. Ф. Минкусом, балетм. А. Сен-Леон, 1866), а также дивертисмент «Оживлённый сад» (оригинальное назв. «Вальс, или Танец цветов») к новой постановке балета А. Адана «Корсар» (1867). Наибольший успех выпал на долю 2-го балета Д. – «Коппелия, или Девушка с голубыми глазами» (по новелле «Песочный человек» Э. Т. А. Гофмана, балетм. Сен-Леон, 1870, Парижская опера). Музыка этого балета, обладая композиц. цельностью (органично сочетаются жанровые, лирич. и комедийные сцены, используются лейтмотивы), стала одним из этапов на пути симфонизации зап.-европ. балета. В некоторых жанровых сценах использованы подлинные нар. мелодии (Баллада о колосе, Чардаш). Музыку балета высоко ценили П. И. Чайковский и А. К. Глазунов. Столь же удачным оказался последний балет Д. «Сильвия, или Нимфа Дианы» (по драматич. пасторали «Аминта» Т. Тассо, балетм. Л. Мерант; 1876, Парижская опера). В красочной, исполненной тонких психологич. деталей музыке «Сильвии» важное значение имеют лирич. сцены, получил развитие принцип лейтмотивных характеристик. Среди др. сочинений: сцена «Смерть Орфея» (1878), кантата «Алжир» (1865), музыка к драматич. спектаклям (в т. ч. к пьесе В. Гюго «Король забавляется», 1882).