ЛА́КИ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛА́КИ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЕ, изделия из дерева, папье-маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Гл. худож. особенности лаков – блеск зеркальной полированной поверхности, контрасты цветов фона, росписи и инкрустации, а у резных Л. х. – мягкая светотеневая игра и сочность форм.
Л. х. известны со 2-го тыс. до н. э. в Китае, где в качестве материала для покрытий использовался сок лакового дерева. Кит. Л. х. (чашки, вазы, шкатулки, мебель, архит. детали) из папье-маше, дерева, оклеенные материей или бумагой, подвергаются многочисл. операциям грунтования, многократного покрытия лаком, сушки и полирования, чем достигается прочность и водонепроницаемость покрытия. В кит. Л. х. распространены рельефная многоплановая резьба по красному лаку, тончайшая роспись полихромными и золотыми (в состав которых входит золотой порошок) лаками по чёрному или цветному фону, роспись в прорезях чёрного фона («коромандельские лаки»), инкрустация перламутром, оловом или серебром. Для кит. лаковых изделий характерны изображения пейзажей, цветов, бытовых сцен. К китайским близки Л. х. Кореи, Японии, стран Индокитая. Во Вьетнаме и Лаосе наряду с декоративной лаковой живописью на бытовых изделиях получила распространение и станковая. В Иране, Индии и Центр. Азии (Герат) известны (особенно в 15–17 вв.) миниатюры, исполненные темперными красками на изделиях (шкатулки, пеналы) из папье-маше и покрытые лаком, гл. составная часть котоpoгo – смола деревьев сем. кипарисовых (сандарак). В Индии распространены также нирмальские лаки – изделия из дерева или металла, покрытые т. н. золотым лаком из сока зёрен тамаринда, по которому выполнялась яркая полихромная роспись (фигурки людей, цветы, птицы).
Вост. Л. х. известны в Европе с 15 в., где собственно произ-во лаковых изделий (декорация дворцовых интерьеров, мебель, бытовые предметы) из дерева, папье-маше начало развиваться в 17–18 вв. Европ. технология лаковых изделий (в отличие от восточной) предусматривала прессование склеенных листов бумаги или картона: их набивали на деревянные или металлич. каркасы (соответственно формам изделий); сняв, пропитывали маслом, сушили, после столярной и токарной обработки грунтовали и шпаклевали, покрывали чёрным лаком. Для живописи на лаковой поверхности в старину служил копаловый лак, позднее – масляные и темперные краски. Изделие просушивали и полировали до зеркального блеска. В 18 в. технич. и худож. мастерством выделялись франц. лаки фирмы «Мартен» и нем. лаки фабрики И. Штобвассера (шкатулки, табакерки, украшенные миниатюрами).
В России Л. х. использовались в убранстве дворцовых кабинетов по дальневосточным образцам с нач. 18 в. Первое произ-во Л. х. основано моск. купцом П. И. Коробовым в 1795–98 (табакерки, украшенные живописью). В нач. 19 в. мастерские лакового дела появились в Москве и С.-Петербурге. Расцвет Л. х. в России наступил после 1825, с переходом коробовской фабрики к П. В. Лукутину, когда было достигнуто высокое качество изделий, организована школа мастеров. В миниатюрах преобладали нар. сюжеты («Чаепитие», «Тройка», «Пляска»), копии с картин рус. художников (мифологич. мотивы, пейзажи, в т. ч. виды Москвы; натюрморты). Лукутинской миниатюре особое своеобразие придавало виртуозное применение перламутра, серебряных и золотых подкладок под живопись, декора «под черепаху». В 1-й пол. 19 в. в Моск. губ. возникли др. предприятия, гл. обр. в районе с. Осташково и дер. Жостово (см. Жостовская роспись). Значительной была мастерская бр. Вишняковых. Роспись здесь имела характер крестьянского примитива и повышенную декоративность. Широкая манера, насыщенная красочность, тонкий каллиграфич. узор отличали появившиеся одновременно лаки Сибири и Урала, впервые показанные на Всерос. мануфактурной выставке 1831 в Москве. В 1860–70-х гг. высококачественные Л. х. производились в десятке деревень под Москвой. В нач. 20 в. лукутинское произ-во прекратилось; в 1910 была организована артель в Федоскине (см. Федоскинская миниатюра); позднее возникли др. центры Л. х. (см. Палехская миниатюра, Мстёрская миниатюра, Холуйская миниатюра), имеющие и ныне широкое признание.