ЖО́СТОВСКАЯ РО́СПИСЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЖО́СТОВСКАЯ РО́СПИСЬ, рус. художественный промысел, живопись на металлических подносах. Возник в нач. 19 в. в дер. Жостово (ныне Мытищинского р-на Моск. обл.) и окрестных селениях, отделившись от лукутинской миниатюры (см. Федоскинская миниатюра). Первоначально расписывались разл. изделия из папье-маше (в т. ч. подносы); цветочная роспись на железных лакированных подносах появилась в 1840-х гг. под влиянием уральской росписи по металлу. Ж. р. в своём дальнейшем развитии восприняла цветочные мотивы росписи по фарфору подмосковных заводов и фабрик, набивных ситцев ивановских фабрик, павловских платков и шалей, вышивок бисером и т. д. Известное влияние на Ж. р. оказали и подносы с.-петерб. мастерских Е. Н. Кондратьева и Я. Е. Лабутина (сер. 19 в.). Ж. р. выполняется в 2 слоя: «замалёвка» (подмалёвок) и «выправка», представляющая собой чередование приёмов – «тенежки», «прокладки», «бликовки», «чертёжки», «травки-привязки» и др. Мягкие кисти из беличьего волоса спец. вязки, краски, обильно разбавленные льняным маслом, способствуют наложению (на обработанную густыми грунтами и чёрным лаком поверхность) энергичного и упругого («долгого») мазка. Осн. мотив Ж. р. (цветочный букет) лаконичен по композиции: крупные садовые цветы – в центре букета, вокруг него располагаются мелкие полевые цветы. Объёмно-живописная передача реальной формы цветов сочетается с декоративной красочностью колорита. Борта подносов украшаются лёгким «золотым» растит. орнаментом. Завершённая роспись покрывается 3 слоями светлого лака и затем полируется до зеркального блеска. В кон. 19 – нач. 20 вв. промысел пришёл в упадок. После объединения в 1928 нескольких артелей в одну – «Металлоподнос» (с 1960 Жостовская фабрика декоративной росписи) промысел вновь получил развитие. Среди мастеров – И. С. Леонтьев, А. И. Лёзнов, Д. С. и Н. С. Клёдовы, А. П. Гогин, М. Р. Митрофанов.