ЭМА́ЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭМА́ЛЬ (франц. émail, от франкского smeltan – плавить), 1) прочное стеклообразное покрытие, нанесённое на поверхность металлич. изделия (из чугуна, стали, алюминия, сплавов лёгких металлов) преим. электрохимич. способом (эмалированием). Э. называют также непрозрачную глазурь, применяемую для покрытия и худож. росписи керамич. и стеклянных изделий.
Э. изготовляют из спец. легкоплавких цветных стёкол с добавлением в них разл. пигментов и вспомогат. веществ (оксидов марганца, кобальта, никеля, сурьмы и др.). Э. может быть прозрачной и непрозрачной, иметь разл. окраску. Различают Э. грунтовые и покровные.
Э. защищает металл от коррозии и придаёт ему красивый внешний вид. Жароупорные и высококоррозионностойкие эмалевые покрытия используются в реактивных двигателях, аппаратах для особо агрессивных сред и др. Эмалированные металлы применяются в строительстве, электротехнич., химич. пром-сти и др.
В ювелирном искусстве Э. применяется для украшения золотых, серебряных и медных изделий (термином «Э.» в таком случае называется и само изделие). Техника Э. может быть холодной (без обжига) или горячей, при которой окрашенная оксидами металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется цветной стекловидный слой. Э. различаются по способу нанесения и закрепления на поверхности материала. Перегородчатые Э. (клуазоне) заполняют ячейки, образованные тонкими металлич. перегородками, припаянными на металлич. поверхность ребром по узору; выемчатые Э. заполняют углубления, сделанные резьбой, штамповкой или при отливке в толще металла; отличаются большой интенсивностью цвета. Э. по рельефу (чеканному, литому), прозрачные и глухие, позволяют передавать объёмные формы и достигать живописных эффектов. В расписной (живописной) Э. изделие из металла покрывается Э. и по ней расписывается эмалевыми красками (с 17 в. огнеупорными). Э. также бывают по скани (филиграни), гравировке, с золотыми и серебряными накладками. Наиболее ранние из дошедших до нас Э. – украшения и амулеты из Древнего Египта, близкие по технике к перегородчатым. Э. получили широкое распространение в средние века, особенно при украшении церковной утвари: облицовка стенок алтаря в ц. Сант-Амброджо в Милане (мастер Вольвиниус, 9 в.). В Византии в 10–12 вв. была развита перегородчатая Э. на золоте: золотой алтарь «Пала д’Оро» (10 в., обновлён в 12–14 вв., собор Св. Марка, Венеция). К нач. 12 в. сложились европ. школы Э.: маасская, рейнская, школа лиможской эмали. С кон. 14 – нач. 15 вв. в технике Э. стали чаще украшать предметы светского характера. В Древней Руси техника Э. (финифть) известна с 11 в. В 16–17 вв. мастера Оружейной палаты в Москве использовали Э. по скани; в 17 в. развилось иск-во расписной Э. в Сольвычегодске (усольская эмаль), в 18–19 вв. – в Ростове (ростовская финифть). В 18 в. в Европе, в т. ч. в России, особой популярностью пользовалась эмалевая портретная миниатюра. После упадка в течение 19 в. техника Э. возродилась на рубеже 19–20 вв. в декоративно-прикладном иск-ве модерна (К. Поплен, Р. Лалик, П. Гранд).
2) Суспензии высокодисперсных пигментов или их смесей с наполнителями в лаках. Образуют защитные покрытия с декоративными свойствами (напр., глянцевые, матовые) или с характерным рисунком. Применяются для окраски автомобилей, станков, холодильников и др.