Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФИЛИГРА́НЬ

ФИЛИГРА́НЬ (итал. filigrana, от лат. fi­lum – нит­ка и granum – зер­но), 1) рус­ская скань (от др.-рус. скать – су­чить, сви­вать), вид юве­лир­ной тех­ни­ки. В Ф. из тон­кой зо­ло­той, се­реб­ря­ной или мед­ной про­во­ло­ки (глад­кой или сви­той из не­сколь­ких ни­тей и за­тем обыч­но сплю­щен­ной) вы­пол­ня­ют­ся узо­ры: ажур­ные (отд. эле­мен­ты со­еди­ня­ют­ся пай­кой) или на­па­ян­ные на ме­тал­лич. фон. Ф. час­то со­че­та­ет­ся с зер­нью или эма­лью. Ф. бы­ла из­вест­на в го­су­дар­ст­вах Древ­не­го Вос­то­ка, Древ­ней Гре­ции и Ри­ме, за­тем рас­про­стра­ни­лась в Ви­зан­тии, на Ближ­нем и Сред­нем Вос­то­ке, на Кав­казе, в Зап. Ев­ро­пе. Рус. Ф. из­вест­на с 9–10 вв.; вы­со­ким ка­че­ст­вом от­ли­ча­ет­ся Ф. 12–13 вв.; 15 в. – вре­мя рас­цве­та мо­с­ков­ской Ф. В 18–19 вв. из­де­лия с Ф. про­из­во­ди­лись во мно­гих ху­дож. цен­трах Рос­сии. В 20–21 вв. Ф. ис­поль­зу­ет­ся в ху­дож. пром-сти. 2) Во­дя­ной знак – ви­ди­мое изо­бра­же­ние или ри­су­нок на бу­ма­ге пре­им. руч­но­го от­ли­ва. Изу­че­ни­ем Ф. за­ни­ма­ет­ся фи­ли­гра­но­ло­гия.

Лит.: Ра­зи­на Т. М. Рус­ская эмаль и скань. М., 1961; Ча­вушь­ян Д. М. Мо­с­ков­ская скань кон­ца XVIII – на­ча­ла XX ве­ка. М., 2009; Га­ла­нин С. И., Ка­мы­ги­на Г. А. Скань и фи­ли­грань: ис­то­рия, ди­зайн, тех­но­ло­гия. Ко­ст­ро­ма, 2011.

Вернуться к началу