Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭМА́ЛЬ

ЭМА́ЛЬ (франц. émail, от франк­ско­го smeltan – пла­вить), 1) проч­ное стек­ло­об­раз­ное по­кры­тие, на­не­сён­ное на по­верх­ность ме­тал­лич. из­де­лия (из чу­гу­на, ста­ли, алю­ми­ния, спла­вов лёг­ких ме­тал­лов) пре­им. элек­тро­хи­мич. спо­со­бом (эма­ли­ро­ва­ни­ем). Э. на­зы­ва­ют так­же не­про­зрач­ную гла­зурь, при­ме­няе­мую для по­кры­тия и ху­дож. рос­пи­си ке­ра­мич. и стек­лян­ных из­де­лий.

Э. из­го­тов­ля­ют из спец. лег­ко­плав­ких цвет­ных стё­кол с до­бав­ле­ни­ем в них разл. пиг­мен­тов и вспо­мо­гат. ве­ществ (ок­си­дов мар­ган­ца, ко­баль­та, ни­ке­ля, сурь­мы и др.). Э. мо­жет быть про­зрач­ной и не­про­зрач­ной, иметь разл. ок­ра­ску. Раз­ли­ча­ют Э. грун­то­вые и по­кров­ные.

Э. за­щи­ща­ет ме­талл от кор­ро­зии и при­да­ёт ему кра­си­вый внеш­ний вид. Жа­ро­упор­ные и вы­со­ко­кор­ро­зи­он­но­стой­кие эма­ле­вые по­кры­тия ис­поль­зу­ют­ся в ре­ак­тив­ных дви­га­те­лях, ап­па­ра­тах для осо­бо аг­рес­сив­ных сред и др. Эма­ли­ро­ван­ные ме­тал­лы при­ме­ня­ют­ся в строи­тель­ст­ве, элек­тро­тех­нич., хи­мич. пром-сти и др.

Эмаль. «Христос во славе». Центральная панель золотого алтаря «Пала д’Оро». 10 в., 12–14 вв. Собор Cвятого Марка (Венеция).

В юве­лир­ном ис­кус­ст­ве Э. при­ме­ня­ет­ся для ук­ра­ше­ния зо­ло­тых, се­реб­ря­ных и мед­ных из­де­лий (тер­ми­ном «Э.» в та­ком слу­чае на­зы­ва­ет­ся и са­мо из­де­лие). Тех­ни­ка Э. мо­жет быть хо­лод­ной (без об­жи­га) или го­ря­чей, при ко­то­рой ок­ра­шен­ная оксида­ми ме­тал­лов па­с­тоз­ная мас­са на­но­сит­ся на спе­ци­аль­но об­ра­бо­тан­ную по­верх­ность и под­вер­га­ет­ся об­жи­гу, в ре­зуль­та­те че­го по­яв­ля­ет­ся цвет­ной стек­ло­вид­ный слой. Э. раз­ли­ча­ют­ся по спо­со­бу на­не­се­ния и за­кре­п­ле­ния на по­верх­но­сти ма­те­риа­ла. Пе­ре­го­род­ча­тые Э. (клуа­зо­не) за­пол­ня­ют ячей­ки, об­ра­зо­ван­ные тон­ки­ми ме­тал­лич. пе­ре­го­род­ка­ми, при­па­ян­ны­ми на ме­тал­лич. по­верх­ность реб­ром по узо­ру; вы­ем­ча­тые Э. за­пол­ня­ют уг­луб­ле­ния, сде­лан­ные резь­бой, штам­пов­кой или при от­лив­ке в тол­ще ме­тал­ла; от­ли­ча­ют­ся боль­шой ин­тен­сив­но­стью цве­та. Э. по рель­е­фу (че­кан­но­му, ли­то­му), про­зрач­ные и глу­хие, по­зво­ля­ют пе­ре­да­вать объ­ём­ные фор­мы и дос­ти­гать жи­во­пис­ных эф­фек­тов. В рас­пис­ной (жи­во­пис­ной) Э. из­де­лие из ме­тал­ла по­кры­ва­ет­ся Э. и по ней рас­пи­сы­ва­ет­ся эма­ле­вы­ми крас­ка­ми (с 17 в. ог­не­упор­ны­ми). Э. так­же бы­ва­ют по ска­ни (фи­ли­гра­ни), гра­ви­ров­ке, с зо­ло­ты­ми и се­реб­ря­ны­ми на­клад­ка­ми. Наи­бо­лее ран­ние из до­шед­ших до нас Э. – ук­ра­ше­ния и аму­ле­ты из Древ­не­го Егип­та, близ­кие по тех­ни­ке к пе­ре­го­род­ча­тым. Э. по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в сред­ние ве­ка, осо­бен­но при ук­ра­ше­нии цер­ков­ной ут­ва­ри: об­ли­цов­ка сте­нок ал­таря в ц. Сант-Ам­брод­жо в Ми­ла­не (мас­тер Воль­ви­ни­ус, 9 в.). В Ви­зан­тии в 10–12 вв. бы­ла раз­ви­та пе­ре­го­род­ча­тая Э. на зо­ло­те: зо­ло­той ал­тарь «Па­ла д’Оро» (10 в., об­нов­лён в 12–14 вв., со­бор Св. Мар­ка, Ве­не­ция). К нач. 12 в. сло­жи­лись ев­роп. шко­лы Э.: ма­ас­ская, рейн­ская, шко­ла ли­мож­ской эма­ли. С кон. 14 – нач. 15 вв. в тех­ни­ке Э. ста­ли ча­ще ук­ра­шать пред­ме­ты свет­ско­го ха­рак­те­ра. В Древ­ней Ру­си тех­ни­ка Э. (фи­нифть) из­вест­на с 11 в. В 16–17 вв. мас­те­ра Ору­жей­ной па­ла­ты в Мо­ск­ве ис­поль­зо­ва­ли Э. по ска­ни; в 17 в. раз­ви­лось иск-во рас­пис­ной Э. в Соль­вы­че­год­ске (усоль­ская эмаль), в 18–19 вв. – в Рос­то­ве (рос­тов­ская фи­нифть). В 18 в. в Ев­ро­пе, в т. ч. в Рос­сии, осо­бой по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лась эма­ле­вая порт­рет­ная ми­ниа­тю­ра. По­сле упад­ка в те­че­ние 19 в. тех­ни­ка Э. воз­ро­ди­лась на ру­бе­же 19–20 вв. в де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном иск-ве мо­дер­на (К. По­плен, Р. Ла­лик, П. Гранд).

2) Сус­пен­зии вы­со­ко­дис­перс­ных пиг­мен­тов или их сме­сей с на­пол­ни­те­ля­ми в ла­ках. Об­ра­зу­ют за­щит­ные по­кры­тия с де­ко­ра­тив­ны­ми свой­ст­ва­ми (напр., глян­це­вые, ма­то­вые) или с ха­рак­тер­ным ри­сун­ком. При­ме­ня­ют­ся для ок­ра­ски ав­то­мо­би­лей, стан­ков, хо­ло­диль­ни­ков и др.

Лит.: Пу­па­рев А. А. Ху­до­же­ст­вен­ная эмаль. М., 1948; Hasenohr C. Email. Dresden, [1969]; Рус­ские эма­ли XI–XIX вв. / Авт. те­кс­та Л. В. Пи­сар­ская и др. М., 1974; Barsali I. B. Europäisches Email. Herrshing, 1980; Campbell M. An introduction to medieval enamels. Owings Mills, 1983; Benjamin S. Enamels. [S. l.], 1983; Speel E. Dictionary of enamelling. Aldershot; Brookfield, 1998; Со­вре­мен­ное эмаль­ер­ное ис­кус­ст­во. СПб., 2009.

Вернуться к началу