ЛИМО́ЖСКИЕ ЭМА́ЛИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИМО́ЖСКИЕ ЭМА́ЛИ, худож. изделия с использованием эмали, создаваемые в мастерских г. Лимож. С нач. 12 в. изготавливались выемчатые эмали, которыми украшалась гл. обр. церковная утварь (реликварии, шкатулки, кресты, книжные оклады, небольшие образа-складни, триптихи). Нередко дополненные позолотой и полудрагоценными камнями произведения лиможских мастеров высоко ценились по всей Европе. Производство Л. э. пришло в упадок к кон. 14 в. вследствие Столетней войны. В кон. 15 в. Л. э. возродились в новой технике кроющей эмали и получили назв. расписных. Металлич. выемки, разделявшие цветовые зоны (в прежней технике), заменялись графич. рисунком, что допускало более свободное нанесение цвета, приближая метод работы эмальера к живописному. Положенные на медную основу краски после обжига приобретали стекловидную текстуру, становясь яркими и блестящими, во многом напоминая произведения витражного иск-ва. В этой технике создавались отд. пластины с религ. образами и составленные из них полиптихи.
Ок. 1535 под влиянием витража в Л. э. распространилась техника гризайль – роспись белой краской по синему или чёрному фону. С сер. 16 в. преобладают светские предметы декоративного назначения: зеркала, подсвечники, блюда, чаши, кувшины и др. сосуды для украшения стола и открытых буфетов, доски для фасадов, пластинки-портреты (по рисункам Ж. Клуэ и др.); наряду с религ. темами широко используются мифологич. и аллегорич. сюжеты, источниками для которых служат гравюры (А. Дюрера, с произведений Рафаэля и др.). В богатом обрамляющем декоре ощутима маньеристич. стилистика Фонтенбло школы. В это время Л. э. становятся подписными: известны имена отд. мастеров (П. Реймон, П. Куртейс и др.) и целые династии (Пенико, Нуайе, Лимозен, Лоден и др.). Пережив свой расцвет в 15–17 вв., производство Л. э. сохранилось вплоть до наших дней.