ШПАЛЕ́РА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШПАЛЕ́РА (нем. Spalier, от итал. spalliera), стенной безворсовый односторонний ковёр с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканный в технике репсового уто́чного переплетения. Ш. выполнялись из шерсти и шёлка на спец. ручных ткацких станках, также было возможно применение золотых и серебряных нитей; ныне чаще используются нити из синтетич. волокон. Рисунок на Ш., моделью для которого служил картон, создавался цветными нитями утка́, плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для Ш. рубчатую фактуру. Различают 2 вида Ш.: «готлис» (франц. haute lisse) – Ш., вытканная на станке с вертикальным креплением основы, идентично повторяющая изображение на картоне, и «баслис» (франц. basse lisse) – Ш., вытканная на станке с горизонтальным креплением основы, зеркально повторяющая изображение на картоне. Произ-во Ш. возникло в Зап. Европе в 12–13 вв. Сначала в Германии и Скандинавии Ш. изготовлялись для церквей (три Ш. из кафедрального собора в Хальберштадте, 12 в., и др.), однако в дальнейшем их стали широко применять в убранстве жилых и парадных помещений (цикл «Анжерский Апокалипсис», ок. 1380, «Галерея Апокалипсиса» в замке г. Анже; цикл «Дама с единорогом», ок. 1500, Музей Клюни, Париж, см. илл. к статьям Готика, Единорог и др.). Осн. ср.-век. центры шпалерного ткачества – Париж, Аррас, Турне; с кон. 15 в. также Антверпен, Брюгге и Брюссель, где была выполнена серия Ш. «Деяния апостолов» по картонам Рафаэля (1517–21, Музеи Ватикана). Начиная с эпохи Возрождения Ш. постепенно оказывается в зависимости от станковой живописи. В 16 в. возникают шпалерные мануфактуры в Италии (Феррара, Флоренция). С 17 в. гл. центр произ-ва Ш. – Франция: Королевская мануфактура Гобеленов (ныне Нац. мануфактура Гобеленов) в Париже (см. Гобелен), мануфактуры в Бове и Обюсоне. В России шпалерная мануфактура основана в С.-Петербурге в 1717. Осн. темы Ш. 17–19 вв. – мифологич. и историч. сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи. В сер. 20 в. декоративные принципы Ш. возрождаются в творчестве Ж. Люрса и др.