Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШИНУАЗРИ́

Шинуазри. Китайский чайный домик в парке дворца Сан-Суси в Потсдаме. 1754–57. Архитектор И.Г. Бюринг. Фото Jean-Pierre Dalbéra / flickr.com

ШИНУАЗРИ́, ки­тай­щи­на (франц. chi­noiserie, от франц. chinois – ки­тай­ский), сти­ле­вое на­прав­ле­ние в ев­роп. иск-ве, ис­поль­зо­ва­ние мо­ти­вов и ими­та­ция ху­дож. приё­мов ср.-век. кит. иск-ва. Ш. воз­ник­ло в кон. 16 – нач. 17 вв. по­сле ус­та­нов­ле­ния пря­мых тор­го­вых свя­зей ев­роп. стран с Ки­та­ем. Мо­де на Ш. спо­соб­ст­во­ва­ло ув­ле­че­ние ев­ро­пей­цев из­де­лия­ми из кит. фар­фо­ра: в Ев­ро­пе не толь­ко стре­ми­лись по­вто­рить тех­но­ло­гию его из­го­тов­ле­ния, сек­рет ко­то­рой был от­крыт в нач. 18 в., но и под­ра­жа­ли ха­рак­тер­ным фор­мам кит. фар­фо­ро­вых из­де­лий, вос­про­из­во­ди­ли их де­ко­ра­тив­ные мо­тивы (т. н. фар­фор Ме­ди­чи кон. 16 в., май­сен­ский фар­фор и пр.). Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние это на­прав­ле­ние по­лу­чи­ло в 18 в. в иск-ве ро­ко­ко на вол­не инте­ре­са к эк­зо­ти­ке и бла­го­да­ря свой­ст­вен­но­му это­му сти­лю иг­ро­во­му на­ча­лу. По­сле­до­ва­те­ли Ш. не ста­ви­ли сво­ей це­лью серь­ёз­но изу­чать кит. ху­дож. куль­ту­ру, од­на­ко за­им­ст­во­ва­ли её внеш­ние фор­мы и сю­же­ты, при­спо­саб­ли­вая их к ба­роч­но-ро­кай­ль­ной эс­те­ти­ке, что яр­ко про­яви­лось в оформ­ле­нии ин­терь­е­ров (Ки­тай­ские ка­би­не­ты в Пе­тер­го­фе, 1766–69, арх. Ж. Б. Вал­лен-Де­ла­мот и др.), для ко­то­рых в ду­хе Ш. соз­да­ва­лись шпа­ле­ры и шир­мы, фар­фо­ро­вые ста­ту­эт­ки и пр.; узо­ры и ор­на­мен­ты, за­им­ст­во­ван­ные из кит. иск-ва, при­ме­ня­лись в про­из-ве обо­ев, из­го­тов­ле­нии оде­ж­ды и ме­бе­ли (напр., в ра­бо­тах Ж. Б. Пиль­ма­на и Т. Чип­пен­дей­ла). Для жи­во­пи­си Ш. ха­рак­тер­ны кар­ти­ны-фан­та­зии на кит. сю­же­ты, час­то в пас­то­раль­ном ду­хе (по­лот­но Ф. Бу­ше «Ки­тай­ский сад», 1742, Му­зей изящ­ных ис­кусств и ар­хео­ло­гии, Бе­зан­сон, и др.). В са­до­во-пар­ко­вых ан­самб­лях в ду­хе Ш. воз­во­ди­лись разл. па­виль­о­ны: Ки­тай­ский чай­ный до­мик в пар­ке двор­ца Сан-Су­си в Пот­сда­ме (1754–57, арх. И. Г. Бю­ринг), Боль­шая па­го­да в Ко­ро­лев­ских бо­та­нич. са­дах в Кью (1762, арх. У. Чейм­берс) и др.

Лит.: Honour H. Chinoiserie: The vision of Cathay. L., 1973; Impey O. Chinoiserie. L., 1977; Jarry M. Chinoiserie. N. Y.; L., 1981; Jacobson D. Chinoiserie. L., 1999; Чап­ки­на-Ру­га С. Стиль ши­ну­аз­ри в Рос­сии. М., 2010.

Вернуться к началу