ШИНУАЗРИ́
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШИНУАЗРИ́, китайщина (франц. chinoiserie, от франц. chinois – китайский), стилевое направление в европ. иск-ве, использование мотивов и имитация худож. приёмов ср.-век. кит. иск-ва. Ш. возникло в кон. 16 – нач. 17 вв. после установления прямых торговых связей европ. стран с Китаем. Моде на Ш. способствовало увлечение европейцев изделиями из кит. фарфора: в Европе не только стремились повторить технологию его изготовления, секрет которой был открыт в нач. 18 в., но и подражали характерным формам кит. фарфоровых изделий, воспроизводили их декоративные мотивы (т. н. фарфор Медичи кон. 16 в., майсенский фарфор и пр.). Широкое распространение это направление получило в 18 в. в иск-ве рококо на волне интереса к экзотике и благодаря свойственному этому стилю игровому началу. Последователи Ш. не ставили своей целью серьёзно изучать кит. худож. культуру, однако заимствовали её внешние формы и сюжеты, приспосабливая их к барочно-рокайльной эстетике, что ярко проявилось в оформлении интерьеров (Китайские кабинеты в Петергофе, 1766–69, арх. Ж. Б. Валлен-Деламот и др.), для которых в духе Ш. создавались шпалеры и ширмы, фарфоровые статуэтки и пр.; узоры и орнаменты, заимствованные из кит. иск-ва, применялись в произ-ве обоев, изготовлении одежды и мебели (напр., в работах Ж. Б. Пильмана и Т. Чиппендейла). Для живописи Ш. характерны картины-фантазии на кит. сюжеты, часто в пасторальном духе (полотно Ф. Буше «Китайский сад», 1742, Музей изящных искусств и археологии, Безансон, и др.). В садово-парковых ансамблях в духе Ш. возводились разл. павильоны: Китайский чайный домик в парке дворца Сан-Суси в Потсдаме (1754–57, арх. И. Г. Бюринг), Большая пагода в Королевских ботанич. садах в Кью (1762, арх. У. Чеймберс) и др.