Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕ́БЕЛЬ

Авторы: Л. В. Тыдман, Н. А. Луппов (мебель 2-й пол. 19 – 1-й пол. 20 вв.), Е. Б. Шалина (мебель 2-й пол. 20 – нач. 21 вв.)

МЕ́БЕЛЬ (франц. meuble, от лат. mobi­lis – под­виж­ный, лег­ко дви­гаю­щий­ся), со­во­куп­ность пред­ме­тов, слу­жа­щих для обо­ру­до­ва­ния или оформ­ле­ния ин­терь­е­ра. Бу­ду­чи с функ­цио­наль­ной точ­ки зре­ния пред­на­зна­чен­ной для бы­то­во­го поль­зо­ва­ния (си­де­ния, ле­жа­ния, раз­ме­ще­ния разл. ве­щей и т. п.), М. ак­тив­но уча­ст­ву­ет в ху­дож. ор­га­ни­за­ции ин­терь­е­ра и со­став­ля­ет осо­бую от­расль ху­дож. ре­мё­сел, де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва, ны­не так­же об­ласть ху­дож. кон­ст­руи­ро­ва­ния (ди­зай­на). Бу­ду­чи от­но­си­тель­но не­за­ви­си­мой от ар­хи­тек­ту­ры, М. тес­но свя­за­на с эво­лю­ци­ей ху­дож. сти­лей и мо­ды.

М. де­лит­ся на бы­то­вую (в жи­ли­ще) и пред­на­зна­чен­ную для об­ществ. зда­ний. Ис­поль­зу­ет­ся гл. обр. в за­кры­тых по­ме­ще­ни­ях, но су­ще­ст­ву­ет и М. для от­кры­тых про­странств (са­дов, пар­ков, улиц). По сво­им кон­ст­рук­тив­ным и тех­но­ло­гич. осо­бен­но­стям М. под­раз­де­ля­ет­ся на пе­ре­движ­ную, встро­ен­ную, на­вес­ную и при­стен­ную; на не­раз­бор­ную и сбор­но-раз­бор­ную; так­же на жё­ст­кую, мяг­кую и по­лу­мяг­кую. Од­ним из важ­ней­ших прин­ци­пов ме­бель­но­го про­ек­ти­ро­ва­ния яв­ля­ет­ся груп­пи­ров­ка пред­ме­тов в ан­самб­ли (гар­ни­ту­ры), в т. ч. для по­ме­ще­ний спе­циа­ли­зир. на­зна­че­ния (сто­ло­вых, гос­ти­ных, са­ло­нов, ка­би­не­тов, спа­лен, дет­ских ком­нат, ку­хонь и т. п.). Осн. эле­мен­ты ху­дож. язы­ка М. – ар­хи­тек­то­ни­ка, про­пор­ции, мас­штаб­ность (со­раз­мер­ность пред­ме­та и его отд. час­тей че­ло­ве­ку). В чис­ло ху­дож. средств М. вхо­дят фак­ту­ра и цвет ма­те­риа­лов, раз­но­об­ра­зие ко­то­рых дос­ти­га­ет­ся разл. приё­ма­ми (ок­ра­ши­ва­ние, по­ли­ров­ка и др.). Как эле­мен­ты де­ко­ра в М. ис­поль­зу­ют­ся жи­во­пись, скульп­ту­ра, ор­на­мент.

Ис­то­ри­че­ский очерк. В ар­ха­ич. куль­ту­ре поч­ти нет М. в совр. по­ни­ма­нии, как сво­бод­но рас­по­ла­гае­мых пред­ме­тов ин­терь­е­ра. У ко­чев­ни­ков роль М. вы­пол­ня­ют ков­ры, а так­же разл. сун­ду­ки. В ран­не­зем­ле­дельч. и кре­сть­ян­ской куль­ту­ре пре­об­ла­да­ет тен­ден­ция не­по­движ­но­го со­еди­не­ния осн. пред­ме­тов об­ста­нов­ки с по­строй­кой и стро­го ка­но­нич. рас­по­ло­же­ния их в ин­терь­е­ре. Так, ле­жан­ки в зем­лян­ках, гли­но­бит­ных и сыр­цо­вых жи­ли­щах воз­во­дят­ся вме­сте с по­строй­кой; лав­ки, пол­ки и по­ла­ти в из­бе вру­ба­ют­ся в сруб­ную кон­ст­рук­цию. У не­ко­то­рых пред­ме­тов М. прак­тич. функ­ция со­еди­ня­ет­ся с ри­ту­аль­ной (напр., стол был од­ним из гл. об­ря­до­вых пред­ме­тов в рус. из­бе). Осо­бую роль у на­ро­дов Тро­пич. Аф­ри­ки иг­ра­ли скульп­тур­но оформ­лен­ные ри­ту­аль­ные си­де­нья пра­ви­те­лей.

Детское кресло Тутанхамона. Чёрное дерево, слоновая кость, золото. XVIII династия. Долина царей. Египетский музей (Каир).

К древ­ней­шим со­хра­нив­шим­ся об­раз­цам М. от­но­сят­ся др.-егип. пред­ме­ты об­ста­нов­ки, пред­на­зна­чен­ные для фа­рао­на и его при­бли­жён­ных, пре­им. про­стых гео­мет­ри­зи­ров. форм: сун­ду­ки, склад­ные та­бу­ре­ты с Х-об­раз­ным пе­ре­кре­сть­ем опор; тро­ны с пря­мой спин­кой и 4-уголь­ным, слег­ка про­гну­тым си­день­ем; сто­лы пря­мо­уголь­ные на 4 нож­ках и круг­лые на од­ной опо­ре; ло­жа с про­гну­той рам­ной ос­но­вой на 4 нож­ках. Кон­ст­рук­ции др.-егип. М. (ящич­ные, рам­но-фи­лён­ча­тые) час­то обо­га­ща­лись скульп­тур­ны­ми фор­ма­ми, при­об­ре­тав­ши­ми ха­рак­тер тек­то­нич. де­ко­ра (ути­ные го­лов­ки и зве­ри­ные ла­пы, за­кан­чи­ваю­щие нож­ки). В от­дел­ке М. так­же ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись ажур­ные рель­еф­ные встав­ки (в ви­де сим­во­лич. изо­бра­же­ний жи­вот­ных, сол­неч­но­го дис­ка, фа­рао­на), зо­ло­тые на­клад­ки, ин­кру­ста­ции из сло­но­вой кос­ти, пер­ла­мут­ра, стек­ла, кам­ня.

Предметы античной мебели. Пинака из святилища Деметры в Локрах. 1-я пол. 5 в. до н. э. Национальный музей (Реджо-ди-Калабрия, Италия).

Об осн. ти­пах М. Древ­ней Гре­ции мож­но су­дить гл. обр. по скульп­тур­ным изо­бра­же­ни­ям и ва­зо­пи­си. Это сун­ду­ки (в ко­то­рых чёт­ко вы­ра­же­на рам­но-фи­лён­ча­тая кон­ст­рук­ция); та­бу­ре­ты на 4 нож­ках или на Х-об­раз­ной опо­ре; сту­лья с гну­ты­ми нож­ка­ми – как по­все­днев­но упот­реб­ляе­мые, так и це­ре­мо­ни­аль­ные (тро­но­об­раз­ные); ло­жа на вы­со­ких опо­рах с про­гну­той стен­кой в из­го­ло­вье; сто­лы, не­ред­ко – низ­кие (что бы­ло обу­слов­ле­но обы­ча­ем воз­ле­жать при тра­пе­зе и пись­ме). М. из­го­тов­ля­лась гл. обр. из де­ре­ва (с при­ме­не­ни­ем пи­лы и ру­бан­ка), так­же из брон­зы и мра­мо­ра. М. эпо­хи клас­си­ки, при­шед­шая на сме­ну ар­хаи­че­ской (близ­кой по фор­ме и ха­рак­те­ру де­ко­ра еги­пет­ской), от­ли­ча­ет­ся про­сто­той и яс­но­стью тек­то­нических, пла­сти­че­ски вы­ра­зи­тель­ных форм. В её сдер­жан­ном де­ко­ре, под­чёр­ки­ваю­щем кон­ст­рук­цию, пре­об­ла­да­ли ор­на­мен­таль­ные мо­ти­вы (ме­андр, паль­мет­ты, во­лю­ты). Эл­ли­ни­стич. М. свой­ст­вен­ны чер­ты де­ко­ра­тив­ной изо­щрён­но­сти (в от­дел­ке вновь ста­ли ис­поль­зо­вать­ся «зве­ри­ные» мо­ти­вы ар­хаи­ки). М. Древ­не­го Ри­ма соз­да­ва­лась в осн. в ду­хе др.-греч. об­раз­цов. Бы­ли вы­ра­бо­та­ны и соб­ст­вен­но рим. ти­пы М., напр. ло­же с про­доль­ной спин­кой (про­об­раз совр. со­фы). Ар­ха­ич. вид име­ла по­чёт­ная М.: «ку­руль­ное крес­ло» (sella curulis – стул на скре­щи­ваю­щих­ся нож­ках в ви­де ро­гов, слу­жив­ший в об­ществ. мес­тах си­день­ем для кон­су­лов и пре­то­ров), «со­ли­ум» (solium – тро­но­об­раз­ное си­де­нье для по­чёт­ных гра­ж­дан в хра­мах, тер­мах). Из­го­тов­ля­лась и лёг­кая пле­тё­ная М. В ме­бель­ном иск-ве про­сле­жи­ва­ет­ся раз­ви­тие от про­сто­ты и не­при­тя­за­тель­но­сти форм рес­пуб­ли­кан­ско­го пе­рио­да к рос­ко­ши и ве­ли­ко­ле­пию имп. иск-ва, ко­гда в от­дел­ке М. обиль­но ис­поль­зо­вал­ся скульп­тур­ный де­кор («зве­ри­ные» мо­ти­вы, фи­гур­ные ап­пли­ка­ции из брон­зы и дра­го­цен­ных ме­тал­лов).

Ви­зант. бы­то­вая М. не со­хра­ни­лась, но из­вест­но, что она во мно­гом по­вто­ряла рим. фор­мы. Бли­зость к рим. об­раз­цам под­твер­жда­ет и со­хра­нив­шая­ся хра­мо­вая ви­зант. М. (епи­скоп­ские ка­фед­ры). Её от­ли­чит. осо­бен­ность – не­глу­бо­кий рель­еф (ор­на­мен­таль­ный или фи­гу­ра­тив­ный), не­ред­ко поч­ти сплошь по­кры­ваю­щий по­верх­ность пред­ме­та.

В ср.-век. Ки­тае оп­ре­де­ли­лись раз­но­об­раз­ные ти­пы двор­цо­вой и хра­мо­вой М. из по­ли­ро­ван­но­го или по­кры­то­го ла­ком де­ре­ва: сто­лы, эта­жер­ки-бу­фе­ты, шка­фы-сун­ду­ки и пр. Им не­ред­ко свой­ст­вен­ны го­ри­зон­таль­ная вы­тя­ну­тость объ­ё­мов, плав­ная изо­гну­тость внут­рен­не на­пря­жён­ных форм, под­чёр­ки­ваю­щий тек­то­ни­ку мел­кий ор­на­мент – фло­раль­ный, а так­же в ви­де мо­ти­ва об­ла­ка (резь­ба, рос­пись, ин­кру­ста­ция). Утон­чён­ным ми­ни­ма­лиз­мом от­ме­че­на М. Япо­нии (в оформ­ле­нии низ­ких сто­ли­ков и ко­ро­бов так­же ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лась тех­ни­ка ла­ка; мно­го­створ­ча­тые рас­пис­ные шир­мы по­зво­ля­ли сво­бод­но раз­гра­ни­чи­вать про­стран­ст­во ин­терь­е­ра).

Трон Надир-шаха (трон шаха Исмаила). Золото, слоновая кость, драгоценные камни, жемчуг, эмаль. 18 в. Индия. Музей Дворца Топкапы (Стамбул).

В стра­на­х ис­лам­ско­го ми­ра в жи­лых по­ме­ще­ни­ях ти­пы М. ог­ра­ни­чи­ва­лись низ­ки­ми сто­ли­ка­ми и сун­ду­ка­ми. В ме­че­тях, мед­ре­се и об­ществ. зда­ни­ях ис­поль­зо­ва­лись под­став­ки для ко­ра­на, сун­ду­ки и шка­тул­ки для хра­не­ния ма­ну­ск­рип­тов, раз­но­го ро­да шир­мы, тро­ны. М. вы­пол­ня­лась из де­ре­ва или ме­тал­ла, ук­ра­ша­лась ин­кру­ста­ци­ей, резь­бой и пр. На тер­ри­то­рии Ин­до­ста­на, где М. из­на­чаль­но прак­ти­че­ски не ис­поль­зо­ва­лась, с 16 в. рас­про­стра­ни­лись ев­роп. ти­пы М. – пер­во­на­чаль­но под влия­ни­ем голл. и пор­туг. об­раз­цов, с кон. 18 в. – пре­им. анг­лий­ских; ис­клю­че­ние со­став­ля­ют тро­ны пра­ви­те­лей, со вре­мён Мо­хенд­жо-Да­ро пред­став­ляв­шие со­бой плат­фор­мы на неск. опо­рах.

Р. Кампен. «Святая Варвара у камина». Правая створка «Алтаря Верля». 1438. Прадо (Мадрид).

Ме­бель­ное иск-во ср.-век. Ев­ро­пы поч­ти не унас­ле­до­ва­ло ан­тич­ных тра­ди­ций. В ран­нем Сред­не­ве­ко­вье бы­ли рас­про­стра­не­ны сун­ду­ки из тол­стых до­сок с ме­тал­лич. оков­ка­ми, ог­ром­ные кро­ва­ти с бал­да­хи­на­ми, так­же сто­лы (в ви­де до­сок, по­коя­щих­ся на коз­лах), до­воль­но вы­со­кие, что оп­ре­де­ля­лось обы­ча­ем си­деть на та­бу­ре­те во вре­мя тра­пе­зы или пись­ма, и час­то длин­ные, пред­на­зна­чен­ные для кол­лек­тив­ной тра­пе­зы. В ро­ман­ский пе­ри­од ста­ли ис­поль­зо­вать­ся та­бу­ре­ты на 3 опо­рах, крес­ла с вы­со­кой спин­кой, шка­фы, кро­ва­ти (ти­па сун­ду­ка, ли­шён­но­го крыш­ки), сто­лы с опо­ра­ми в ви­де вер­ти­каль­ных плос­ко­стей. Вы­пол­нен­ная спо­со­бом ящич­ной вяз­ки из руб­лен­ных то­по­ром до­сок или ош­ку­рен­ных жер­дей, М. ро­ман­ско­го сти­ля от­ли­ча­лась ла­ко­низ­мом мас­сив­ных форм, не­рас­чле­нён­но­стью объ­ё­ма; не­ред­ко бы­ла ук­ра­ше­на рез­ным гео­мет­рич., рас­тит. или лен­точ­ным ор­на­мен­том. В эпо­ху го­ти­ки с изо­бре­те­ни­ем за­но­во дву­руч­ной пи­лы (да­вав­шей воз­мож­ность по­лу­чать тон­кие дос­ки), а так­же с рас­про­стра­нением рам­но-фи­лён­ча­той кар­кас­ной кон­ст­рук­ции (как бы пе­ре­кли­кав­шей­ся со струк­ту­рой ар­хит. со­ору­же­ний) по­яви­лась бо­лее лёг­кая и проч­ная М. Напря­жён­но вы­тя­ну­тая вверх, она ком­по­зи­ци­он­но чле­ни­лась на от­но­си­тель­но са­мо­сто­ят. по­ля, не­ред­ко за­пол­нен­ные плос­ко­рель­еф­ной или ажур­ной резь­бой в ви­де го­тич. ар­хит. мо­ти­вов (стрель­ча­тые ар­ки, нер­вю­ры), рас­тит. и гео­мет­рич. узо­ров, фи­гур­ных изо­бра­же­ний. Из­вест­но до­воль­но мно­го об­раз­цов го­тич. М.: цер­ков­ные ска­мьи, обыч­но бо­га­то ук­ра­шен­ные резь­бой; сун­ду­ки-ла­ри (в Ита­лии – кас­со­не), по­став­цы (пер­во­на­чаль­но тот же сун­дук, по­став­лен­ный на вы­со­кие опо­ры) для хра­не­ния по­су­ды, шка­фы, крес­ла, сто­лы, кро­ва­ти с де­рев. на­ве­сом и др.

Спальня Екатерины Медичи в замке Блуа. 16 в.

В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния со­вер­шен­ст­во­ва­ние бы­та и тя­га к ком­фор­ту обу­сло­ви­ли по­яв­ле­ние но­вых ти­пов М. Во­шли в упот­реб­ле­ние 2-ярус­ные шка­фы, ка­би­не­ты (ла­рец с ма­лень­ки­ми ящич­ка­ми на под­сто­лье) для хра­не­ния до­ку­мен­тов и дра­го­цен­но­стей, кро­ва­ти рам­ной кон­ст­рук­ции под бал­да­хи­ном, сун­ду­ки со спин­кой и под­ло­кот­ни­ка­ми – «кас­са­пан­ки» (в Ита­лии), крес­ла, оби­тые тка­нью или ко­жей. Из­го­тов­ляе­мая пре­им. из оре­ха, лег­ко под­даю­ще­го­ся об­ра­бот­ке, М. (гл. обр. Ита­лии) от­ли­ча­лась тек­то­нич. яс­но­стью пла­сти­че­ски за­кон­чен­ных ком­по­зи­ций, гар­мо­нич. со­че­та­ни­ем эле­мен­тов ар­хит. ор­де­ра (чле­не­ния в фор­ме пи­лястр, кар­ни­зов, тяг) и за­пол­няю­щих плос­ко­сти фи­лё­нок рель­еф­ных или жи­во­пис­ных ком­по­зи­ций на ре­лиг., ми­фо­ло­гич. и др. те­мы. Для де­ко­ри­ро­ва­ния М. ис­поль­зо­ва­лись тех­ни­ки ин­тар­сии и мар­кет­ри (со 2-й пол. 16 в.). Изо­щрён­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем ар­хи­тек­то­нич. и де­ко­ра­тив­ных эле­мен­тов двор­цо­вых фа­са­дов от­ме­че­на кон­ст­рук­ция ме­бе­ли мань­е­риз­ма (шка­фы и др.).

Комод. Дерево, золочёная бронза, роспись. Сер. 18 в. Венеция. Эрмитаж (С.-Петербург).

В эпо­ху ба­рок­ко двор­цо­вая М. Ита­лии и Юж. Гер­ма­нии (шка­фы, ка­би­не­ты, ка­би­не­ты-сек­ре­те­ры с от­кид­ной дос­кой для пись­ма) ак­тив­но ис­поль­зу­ет ар­хит. мо­ти­вы (ви­тые ко­лон­ны, ра­зо­рван­ные фрон­то­ны), а так­же скульп­тур­ную резь­бу и кра­соч­ную мо­заи­ку, об­ре­тая жи­вопис­ную пла­сти­ку форм, про­ни­зан­ных ди­на­ми­кой кри­во­ли­ней­ных очер­та­ний и иг­рой све­то­те­ни, по­рой бу­к­валь­но сли­ваю­щих­ся с де­ко­ром ин­терь­е­ра. В 17–18 вв. во Фран­ции со сло­же­ни­ем пыш­но­го па­рад­но­го ин­терь­е­ра поя­ви­лось боль­шое раз­но­об­ра­зие ти­пов и форм двор­цо­вой М. С раз­ви­ти­ем клас­си­циз­ма во 2-й пол. 17 в. ста­ли де­лать фа­не­ро­ван­ные ка­би­не­ты и 2-створ­ча­тые шка­фы, в ко­то­рых стро­гая тор­же­ст­вен­ность пря­мо­уголь­ных форм со­че­та­лась с соч­но­стью ба­роч­но­го де­ко­ра (бу­ке­ты цве­тов, рас­тит. узо­ры). Вы­пол­нен­ный в тех­ни­ке ин­кру­ста­ции (де­ре­вом разл. по­род, пер­ла­мут­ром, че­ре­па­хой, зо­ло­чё­ны­ми ме­тал­ла­ми) де­кор плот­но по­кры­вал по­верх­ность из­де­лия, впи­сы­ва­ясь при этом в рам­ки пря­мо­уголь­ных очер­та­ний. В ка­че­ст­ве от­дел­ки тро­но­об­раз­ных кре­сел с пря­мой вы­со­кой спин­кой и мяг­ких та­бу­ре­тов, пред­на­зна­чен­ных для дам (учи­ты­ва­лась пыш­ность на­ря­да), при­ме­ня­лись шпа­ле­ры, зо­ло­че­ние по лев­ка­су. Круп­ней­ший мас­тер этой эпо­хи, су­мев­ший соз­дать свой собств. стиль, – А. Ш. Буль.

С рас­цве­том сти­ля ро­ко­ко во 2-й четв. 18 в. на сме­ну мо­ну­мен­таль­но-стро­гим клас­си­ци­стич. фор­мам при­хо­дят ин­тим­ные, при­хот­ли­во ди­на­мич­ные. Из­люб­лен­ные ти­пы М. это­го пе­рио­да: ко­мо­ды с как бы взду­ты­ми к цен­тру фор­ма­ми, бю­ро (письм. стол с фут­ля­ром, за­кры­ваю­щим ра­бо­чую плос­кость), кон­соль­ные сто­лы, со­фы. На­ря­ду со ста­цио­нар­ной М., рас­став­лен­ной вдоль стен, ста­ли вво­дить­ся так­же мно­го­числ. ти­пы лёг­кой, сво­бод­но пе­ре­ме­щае­мой ме­бе­ли не­боль­ших раз­ме­ров – сту­лья, крес­ла, бан­кет­ки. Все они, оби­тые еди­ной тка­нью, об­ра­зо­вы­ва­ли гар­ни­ту­ры. Для де­ко­ра М. ро­ко­ко бы­ли ха­рак­тер­ны сво­бод­но рас­по­ла­гаю­щие­ся изящ­ные узо­ры, ис­пол­нен­ные в тех­ни­ке мар­кет­ри: цве­ты, рас­пи­сан­ные по жёл­то­му, ро­зо­во­му, го­лу­бо­му или свет­ло-зе­лё­но­му фо­ну; мо­ти­вы кит. иск-ва (ши­ну­аз­ри), на­не­сён­ные крас­кой или зо­ло­том по чёр­но­му ла­ку. Во 2-й пол. 18 в. кор­пус­ная М. (шка­фы-бу­фе­ты, сек­ре­те­ры, бю­ро) об­ре­та­ет лёг­кость тек­то­нич­., стро­го гео­мет­рич. форм с ши­ро­ки­ми гла­дя­ми крас­но­го де­ре­ва, под­чёрк­ну­ты­ми сдер­жан­ной брон­зо­вой от­дел­кой (час­то в ви­де ан­тич­ных ор­на­ментальных мо­ти­вов). В чис­ле мас­те­ров ме­бель­но­го иск-ва этой эпо­хи – Ж. А. Ри­зе­нер, се­мья Жа­коб, Д. Рёнт­ген (нем. мас­тер, ра­бо­тав­ший так­же во Фран­ции). В Гол­лан­дии 17–18 вв. сло­жи­лась про­стая и прак­тич­ная М., ори­ен­ти­ро­ван­ная на де­ло­вой бюр­гер­ский быт: 2-створ­ча­тые шка­фы с ши­ро­ким про­фи­ли­ро­ван­ным кар­ни­зом; сту­лья из то­чё­ных сто­ек и пе­ре­кла­дин с вы­со­кой спин­кой и тра­пе­цие­вид­ным си­день­ем, не­ред­ко оби­тым ко­жей; сто­лы с мас­сив­ны­ми то­чё­ны­ми кув­ши­но­об­раз­ны­ми нож­ка­ми. М. по­доб­но­го ти­па, но с обиль­ным скульп­тур­ным де­ко­ром, из­вест­на с 17 в. в Гер­ма­нии. В сер. 18 в. свое­об­раз­ный стиль М., от­ве­чав­ший вку­су бур­жуа, оп­ре­де­лил­ся в Анг­лии, по­лу­чив имя сво­его соз­да­те­ля – Т. Чип­пен­дей­ла. Из­го­тов­лен­ная из крас­но­го де­ре­ва, М. это­го сти­ля от­ли­ча­лась со­че­та­ни­ем ра­цио­наль­но­сти форм, яс­но­сти струк­ту­ры пред­ме­та с изя­ще­ст­вом ли­ний и при­хот­ли­во­стью узо­ра (мо­ти­вы кит. иск-ва, го­ти­ки и ро­ко­ко). Клас­си­ци­стич. изы­скан­ность и лёг­кость форм от­ли­ча­ли М. англ. мас­те­ров 2-й пол. 18 в. – Дж. Хе­п­лу­ай­та и Т. Ше­ра­то­на.

Спальня Наполеона I в Компьенском замке. 1808–11. Декораторы Ф. Дюбуа, П. Ж. Редуте.

С ут­вер­жде­ни­ем в стра­нах Ев­ро­пы (пре­ж­де все­го во Фран­ции) в 1-й четв. 19 в. ам­пи­ра М., не­ред­ко бу­к­валь­но ко­пи­рую­щая древ­ние егип., рим. и греч. фор­мы, об­ре­та­ла мо­ну­мен­таль­ность на­ро­чи­то ста­тич­ных форм, де­ко­ри­ро­ван­ных круп­ной рель­еф­ной брон­зо­вой от­дел­кой (с мо­ти­ва­ми др.-рим. иск-ва, ис­поль­зо­ва­ни­ем еги­пет­ско­го сти­ля). Кон­ст­рук­тив­но яс­ная, она ес­те­ст­вен­но впи­сы­ва­лась в ин­терь­ер (сре­ди гл. мас­те­ров эпо­хи – Ш. Пер­сье и П. Ф. Л. Фон­тен), иг­ра­ла ре­шаю­щую роль в его про­стран­ст­вен­ной ор­га­ни­за­ции. В Гер­ма­нии и Ав­ст­рии в 1810–40-х гг. фор­мы ам­пи­ра бы­ли пе­ре­ра­бо­та­ны в со­от­вет­ст­вии с пред­став­ле­ни­ем о рес­пек­та­бель­ной уст­ро­ен­но­сти бур­жу­аз­но­го бы­та в сто­ро­ну ин­тим­но­сти и ую­та (см. Би­дер­май­ер).

Буфет. Дерево, резьба. 1899–1900. Дизайнер Э. Гимар. Брёхан-музей (Берлин).

В сти­ле­вом от­но­ше­нии М. сер. – 2-й пол. 19 в. при­над­ле­жа­ла к эк­лек­тиз­му и ис­то­ри­че­ским сти­лям. Пом­пез­ность, стрем­ле­ние к рос­ко­ши, при­су­щие вик­то­ри­ан­ско­му сти­лю, на­шли вы­ра­же­ние в Ве­ли­ко­бри­та­нии в пре­об­ла­да­нии тя­же­ло­вес­ной М., в ши­ро­ком рас­про­стра­не­нии её «ма­лых форм» (эта­жер­ки, игор­ные сто­ли­ки, дер­жа­те­ли для зон­тов и т. п.); ана­ло­гич­ные тен­ден­ции про­яви­лись в иск-ве др. ев­роп. стран. К сер. 19 в. на­ча­лось мас­со­вое про­из-во М., она ста­ла бо­лее дос­туп­ной по це­не. В 1857 М. То­нет от­крыл в Ко­ри­ча­нах (ны­не Че­хия) пер­вую фаб­ри­ку по про­из-ву М. из гну­той дре­ве­си­ны, в пер­вую оче­редь стуль­ев, из­вест­ных сей­час как «вен­ские» (эти мо­де­ли бы­ли раз­ра­бо­та­ны в рус­ле сти­ля нео­ро­ко­ко). В це­лом тех­но­ло­гич. про­гресс (штам­пов­ка дре­ве­си­ны, гну­тьё де­ре­ва) спо­соб­ст­во­вал по­яв­ле­нию бо­лее кон­ст­рук­тив­но про­стой М. Свое­об­раз­ной ре­ак­ци­ей на за­си­лье эк­лек­тич­ных ве­щей фаб­рич­но­го про­из-ва бы­ла творч. дея­тель­ность У. Мор­ри­са и У. Крей­на в Ве­ли­ко­бри­та­нии, воз­ро­див­ших эс­те­ти­ку руч­но­го тру­да и ав­тор­ско­го ис­пол­не­ния (см. «Ис­кус­ст­ва и ре­мёс­ла»). Ха­рак­тер­ное для них вни­ма­ние к ка­че­ст­ву про­дук­ции (в т. ч. и ху­до­же­ст­вен­но­му), к свой­ст­вам ма­те­риа­ла и ро­ли ди­зай­не­ра ока­за­ло влия­ние на совр. про­из-во М. в Ев­ро­пе и США.

Стул и туалетный столик. Дерево, лак, позолота. 1919. Мастер Ж. Э. Рюльман по эскизу П. Фолло. Музей современного искусства (Париж).

С за­ро­ж­де­ни­ем об­ще­ев­ро­пей­ско­го сти­ля мо­дерн (в кон. 19 в.), стре­мив­ше­го­ся к един­ст­ву ху­дож. ре­ше­ния ма­те­ри­аль­ной бы­то­вой сре­ды, в сфе­ре М. ста­ли вес­тись по­ис­ки но­вых кон­ст­рук­тив­ных форм и фак­тур­но-цве­то­вой вы­ра­зи­тель­но­сти ма­те­риа­ла (в от­дел­ке – ин­кру­ста­ция из стек­ла и ке­ра­ми­ки, на­клад­ки из по­ли­ро­ван­но­го и про­че­ка­нен­но­го ме­тал­ла). По ме­ре эво­лю­ции мо­дер­на фор­мы М. из­ме­ня­лись от при­чуд­ли­во изо­гну­тых, под­чёрк­ну­тых те­ку­чи­ми из­ви­ли­сты­ми ли­ния­ми сти­ли­зо­ван­но­го рас­тит. ор­на­мен­та (М. ра­бо­ты франц. мас­те­ра Л. Ма­жо­ре­ля) к бо­лее ра­цио­наль­но обоб­щён­ным (М. по про­ек­там Ч. Р. Ма­кин­то­ша, Х. ван де Вел­де). В це­лом М. мо­дер­на ста­ла ме­нее гро­мозд­кой (по­сте­пен­но ис­чез­ли боль­шие кор­пус­ные из­де­лия); на­ча­ли при­ме­нять­ся стен­ные шка­фы и ни­ши. Не­ред­ко чер­ты мо­дер­на в М. со­че­та­лись с нац.-ро­ман­тич. и не­оклас­си­ци­стич. тен­ден­ция­ми. Мас­те­ра мо­дер­на ак­тив­но уча­ст­во­ва­ли в мас­со­вом фаб­рич­ном про­из-ве ме­бе­ли (напр., чле­ны вен­ско­го Се­цес­сио­на Й. Хоф­ман и К. Мо­зер со­труд­ни­ча­ли с фир­ма­ми «Бра­тья То­нет» и «Я. и И. Кон»).

С за­ро­ж­де­ни­ем в нач. 20 в. мо­дер­низма в М. уси­ли­лись по­ис­ки ла­ко­нич­ных тек­то­нич. форм на ос­но­ве ис­поль­зо­ва­ния но­вых ма­те­риа­лов (сталь­ных труб и по­лос, клеё­ной слои­стой дре­ве­си­ны), осо­бое зна­че­ние ста­ло при­да­вать­ся кон­ст­рук­тив­ной ос­но­ве пред­ме­та и его функ­цио­наль­ной ор­га­ни­за­ции. Ста­ла вне­дрять­ся встро­ен­ная, сек­ци­он­ная сбор­но-раз­бор­ная и транс­фор­ми­руе­мая М., раз­ра­ба­ты­ва­лась спец. М. для кон­тор, бан­ков, школ и т. д. К ху­дож. кон­ст­руи­ро­ва­нию М. в 1910–30-х гг. об­ра­ти­лись мн. ар­хи­тек­то­ры и ху­дож­ни­ки – пред­ста­ви­те­ли со­вре­мен­но­го дви­же­ния (во Фран­ции – Ф. Жур­ден, П. Ша­ро, Ле Кор­бю­зье, Э. Грей; чле­ны «Не­мец­ко­го Вер­кбун­да» и пре­по­да­ва­те­ли Бау­хау­за – В. Гро­пи­ус, М. Брёй­ер, Л. Мис ван дер Роэ). В этот пе­ри­од пер­во­на­чаль­но во Фран­ции (ди­зай­не­ры Л. Сю, А. Мар, Ж. Э. Рюль­ман), а за­тем и в др. стра­нах За­па­да про­из­во­ди­лась ме­бель в сти­ле ар де­ко, ко­то­рую от­ли­ча­ло со­че­та­ние функ­цио­наль­но­сти с бо­гат­ст­вом де­ко­ра. С 1920-х гг. в рус­ле ме­бель­но­го ди­зай­на мо­дер­низ­ма раз­ви­ва­ет­ся нац. сканд. на­прав­ле­ние (А. Аал­то; в Да­нии – А. Якоб­сен и Б. Мо­ген­сен, и др.), для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны вни­ма­ние к свой­ст­вам ма­те­риа­ла (в пер­вую оче­редь де­ре­ва), про­сто­та и пла­стич­ность форм, а так­же при­год­ность из­де­лий для мас­со­во­го про­из-ва. В 1940–50-е гг. в США по­лу­чил рас­про­стра­не­ние т. н. ор­га­нич. ди­зайн (Ч. и Р. Им­зы, Э. Саа­ри­нен): ис­поль­зо­ва­ние пла­сти­ка, ре­зи­ны и гну­той фа­не­ры, на­ря­ду с де­ре­вом и ме­тал­лом, по­зво­ли­ло соз­да­вать слож­ные кри­во­ли­ней­ные фор­мы, на­по­ми­нав­шие при­род­ные. То­гда же воз­ник ин­те­рес к эр­го­номи­ке (пре­ж­де все­го при про­ек­ти­ро­вании М. для офис­ных по­ме­ще­ний). В 1960-е гг. про­ис­хо­дил по­сте­пен­ный от­ход от гос­под­ства кон­ст­рук­тив­но­сти: как в сто­ро­ну яр­ких цве­тов и под­чёрк­ну­то не­функ­цио­наль­ных форм поп-ар­та (П. Мер­док, М. Клен­ден­нинг в Ве­ли­ко­бри­та­нии), так и в сто­ро­ну не­офуту­риз­ма с «кос­ми­че­ской эс­те­ти­кой» об­те­кае­мых объ­ё­мов бе­ло­го и се­реб­ри­сто­го цве­тов. В этот пе­ри­од поя­ви­лась бес­кар­кас­ная ме­бель, в т. ч. в Ита­лии (крес­ло-ме­шок «Sacco», 1968, ди­зай­не­ры П. Гат­ти, Ч. Па­о­ли­ни, Ф. Тео­до­ро; при­ни­маю­щее фор­му те­ла че­ло­ве­ка крес­ло из по­ли­уре­та­но­вой пе­ны «Up 1», 1969, Г. Пе­ше, и др.). В Ита­лии в 1960-е гг. в про­ти­во­вес гос­под­ству функ­цио­наль­но­сти фор­ми­ру­ет­ся дви­же­ние «ан­ти­ди­зай­на», для ко­то­ро­го бы­ли свой­ст­вен­ны на­ме­рен­ные не­прак­тич­ность и на­ру­ше­ние про­пор­ций, иро­нич­ность, яр­кость ко­ло­ри­та (се­рия шка­фов «Су­пер­бокс» Э. Сот­тса­са, 1968). В 1970–80-х гг. это на­прав­ле­ние со­еди­ни­лось с идея­ми по­стмо­дер­низ­ма, при­нёс­ше­го в ди­зайн М. эле­мен­ты ис­то­рич. сти­лей, час­то – в па­ро­дий­ном клю­че (ра­бо­ты Р. Вен­ту­ри, М. Грейв­са, итал. груп­пы «Мем­фис»). Тра­ди­ции функ­цио­на­лиз­ма про­дол­жил в 1970-е гг. стиль хай-тек, в ко­то­ром эле­мен­ты кон­ст­рук­ции трак­то­ва­лись как клю­че­вое сред­ст­во ху­дож. вы­ра­зи­тель­но­сти, в ка­че­ст­ве осн. ма­те­риа­лов ис­поль­зо­ва­лись ме­талл, стек­ло и пла­стик. В 1990-е гг. раз­ви­ва­лось на­прав­ле­ние ми­ни­ма­лиз­ма: ла­ко­нич­ные фор­мы (на ко­то­рые по­влия­ли япон. тра­ди­ци­он­ные М. и ин­терь­ер) со­че­та­лись с до­ро­го­стоя­щи­ми ма­те­риа­ла­ми: мра­мо­ром, цвет­ны­ми ме­тал­ла­ми, цен­ны­ми по­ро­да­ми де­ре­ва (напр., рабо­ты итал. ди­зай­не­ров К. Силь­ве­ст­рина, П. Лис­со­ни). Те­че­ние по­стин­ду­ст­риа­лизма (Р. Арад, Т. Дик­сон в Ве­ли­ко­бри­та­нии, и др.) про­ти­во­пос­та­ви­ло мас­со­во­му про­из-ву М. из­го­тов­ле­ние еди­нич­ных объ­ек­тов, а так­же М. для кон­крет­ной груп­пы по­тре­би­те­лей. Про­ек­ти­ро­ва­ние М. всё боль­ше ос­но­вы­ва­лось на прин­ци­пах мо­дуль­но­сти: сис­те­мы хра­не­ния и гар­ни­ту­ры мяг­кой М. мог­ли быть ус­та­нов­ле­ны разл. спо­со­ба­ми, в за­ви­симо­сти от кон­фи­гу­ра­ции по­ме­ще­ния, в т. ч. ис­поль­зо­вать­ся для раз­гра­ни­че­ния функ­цио­наль­ных зон при сво­бод­ной пла­ни­ров­ке ин­терь­е­ра. В 2000-е гг. в ди­зай­не М. со­еди­ня­ют­ся и су­ще­ст­ву­ют па­рал­лель­но раз­ные сти­ле­вые на­прав­ле­ния: ор­га­нич. ди­зайн (Р. Лав­гров в Ве­ли­ко­бри­та­нии; Ёси­о­ка Токудзин в Япо­нии), рет­ро­фу­ту­ризм, поп-арт (Ф. Старк во Фран­ции, К. Ра­шид в США), эко­стиль (Ито Тоёо в Япо­нии, П. На­во­не в Ита­лии), «ро­ман­тизм» и т. н. не­оба­рок­ко (ни­дерл. ди­зай­не­ры Т. Бон­тье, М. Ван­дерс и М. Ба­ас). Для М. это­го пе­рио­да ха­рак­тер­ны раз­но­об­ра­зие форм, ма­те­риа­лов, ви­дов де­ко­ра; со­еди­не­ние ре­мес­лен­ных тра­ди­ций и вы­со­ких тех­но­ло­гий; осо­бая роль уни­каль­ных, ав­тор­ских про­ек­тов. Объ­ек­там М. ста­ла свой­ст­вен­на мно­го­функ­цио­наль­ность (мяг­кая М. и сис­те­мы хра­не­ния со встро­ен­ны­ми те­ле­эк­ра­на­ми и муз. про­иг­ры­ва­те­ля­ми; кро­ва­ти и ди­ва­ны, снаб­жён­ные книж­ны­ми пол­ка­ми или со­еди­нён­ные с тум­ба­ми или сто­ли­ка­ми). Ус­лож­ни­лась кон­ст­рук­ция транс­фор­ми­руе­мой ме­бе­ли. Осо­бое зна­че­ние (в т. ч. в ас­пек­те ху­дож. вы­ра­зи­тель­но­сти) при­об­ре­ла эко­ло­ги­че­ски чис­тая М., безо­пас­ная для ок­ру­жаю­щей сре­ды.

Ме­бель в Рос­сии. О ти­пах cp.-век. рус. М. мож­но су­дить гл. обр. по ико­нам, фре­скам, ми­ниа­тю­рам. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ные пред­ме­ты жи­лой об­ста­нов­ки: де­рев. не­под­виж­ные лав­ки (обыч­но ус­та­нав­ли­вав­шие­ся вдоль стен все­го по­ме­ще­ния); под­виж­ные ска­мьи (не­ред­ко с пе­ре­кид­ной спин­кой), слу­жив­шие не толь­ко для си­де­ния, но и для сна; пря­мо­уголь­ные сто­лы на 4 опо­рах, та­бу­ре­ты, сун­ду­ки. Эти ти­пы М. (так же, как и мн. ти­пы зап.-ев­роп. М. ро­ман­ской эпо­хи) про­стых и ра­цио­наль­ных форм про­дол­жа­ли су­ще­ст­во­вать в на­род­ном бы­ту до не­дав­не­го вре­ме­ни. Ран­ние (16–17 вв.) из со­хра­нив­ших­ся об­раз­цов рус. М. сви­де­тель­ст­ву­ют об ис­кус­ном при­ме­не­нии в её от­дел­ке рез­но­го де­ко­ра (рас­тит. и гео­мет­рич. мо­ти­вы), о раз­но­об­ра­зии рас­цве­ток. Двор­цо­вая М. кон. 17 – 1-й четв. 18 вв. ис­пы­та­ла влия­ние голл. и англ. об­раз­цов. Да­лее она из­го­тов­ля­лась в ду­хе ев­роп. ба­рок­ко, ро­ко­ко, клас­си­циз­ма по про­ек­там круп­ных ар­хи­тек­то­ров – Б. Ф. Рас­трел­ли, Ч. Ка­ме­ро­на, Дж. Ква­рен­ги. Зна­чит. вклад в ме­бель­ное иск-во в Рос­сии прив­нёс нем. мас­тер Г. Д. Гамбс, ра­бо­тав­ший в С.-Пе­тер­бур­ге с кон. 18 в. Луч­шие об­раз­цы двор­цо­вой и уса­деб­ной ам­пир­ной М. бы­ли соз­да­ны по про­ек­там ар­хи­тек­то­ров А. Н. Во­ро­ни­хи­на, К. И. Рос­си, В. П. Ста­со­ва; для её из­го­тов­ле­ния ис­поль­зо­ва­лись крас­ное, ро­зо­вое и чёр­ное де­ре­во, орех, то­поль, так­же ка­рель­ская бе­рё­за, от­ли­чаю­щая­ся эф­фект­ным зо­ло­ти­стым цве­том и свое­об­раз­ным «муа­ро­вым» ри­сун­ком тек­сту­ры; в от­дел­ке при­ме­ня­лось рез­ное зо­ло­чё­ное де­ре­во, за­ме­няв­шее брон­зу, обив­ка и рос­пись. Как и в Зап. Ев­ро­пе, в ме­бель­ном иск-ве Рос­сии сер. – 2-й пол. 19 в. ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись разл. ис­то­рич. сти­ли (не­о­ре­нес­санс, не­оба­рок­ко, нео­ро­ко­ко, рус­ский стиль и т. д.). Нац. ро­ман­ти­ка, вклю­чав­шая в се­бя вновь от­кры­тое ощу­ще­ние эс­те­тич. цен­но­сти рус. на­род­но­го иск-ва, на­шла от­ра­же­ние в М. Аб­рам­цев­ско­го ху­до­же­ст­вен­но­го круж­ка и М., про­из­во­ди­мой в с. Та­лаш­ки­но (близ Смо­лен­ска); не­оклас­си­ци­стич. уст­рем­ле­ния про­яви­лись в М. по про­ек­там ар­хи­тек­то­ров И. А. Фо­ми­на, В. А. Щу­ко.

Стул. Металл, кожа. 1927–29. Дизайнеры Н. Н. Рогожин, В. Е. Татлин. Реконструкция В. Г. Солопова. 1976. Частное собрание (Москва).

В соз­да­нии сов. М. 1920-х гг., пред­на­зна­чен­ной для жи­лых до­мов и об­ществ. зда­ний но­вых ти­пов (двор­цы куль­ту­ры, ра­бо­чие клу­бы), при­ни­ма­ли уча­стие ар­хи­тек­то­ры А. В. Щу­сев, И. А. Фо­мин и др., не по­ры­вав­шие с тра­ди­ция­ми рус. клас­си­ци­стич. М., и пре­по­да­ва­те­ли и сту­ден­ты Вху­те­ма­са–Вху­теи­на во гла­ве с А. М. Род­чен­ко, Л. М. Ли­сиц­ким и В. Е. Тат­ли­ным, опи­рав­шие­ся на эс­те­ти­ку кон­ст­рук­ти­виз­ма. Они пред­при­ня­ли по­пыт­ки соз­дать функ­цио­наль­но це­ле­со­об­раз­ную встро­ен­ную и транс­фор­ми­руе­мую М., пред­на­зна­чен­ную для пром. из­го­тов­ле­ния. В 1930-е – 1-й пол. 1950-х гг. про­из­во­ди­лась М. в ду­хе сов. не­оклас­си­циз­ма, из до­ро­го­стоя­щих ма­те­риа­лов, с раз­но­об­раз­ной от­дел­кой (напр., се­рии для гос­ти­ни­цы «Мо­ск­ва», 1935–1937, Щу­сев, Л. И. Са­вель­ев, О. А. Стап­ран; для ЦТКА, 1934–40; для гл. зда­ния МГУ на Ле­нин­ских го­рах, 1950-е гг., обе – К. К. Бло­ме­ри­ус). Во 2-й пол. 1950-х гг., с из­ме­не­ни­ем офиц. сти­ле­вой ли­нии («борь­бой с ук­ра­ша­тель­ст­вом»), на­ча­лось про­ек­ти­ро­ва­ние про­стой по фор­ме, эко­но­ми­че­ски и кон­ст­рук­тив­но ра­цио­наль­ной М., ко­то­рая бы­ла бы­ст­ро вве­де­на в про­из-во в свя­зи с по­треб­но­стями раз­вер­нув­ше­го­ся мас­со­во­го жи­лищ­но­го строи­тель­ст­ва. В по­след­ней тре­ти 20 в. воз­рос­ла роль ди­зай­не­ра (Ю. В. Слу­чев­ский, Е. С. Бо­ча­ро­ва и др.) в раз­ра­бот­ке про­ек­тов М.; уве­ли­чи­лось чис­ло мо­де­лей, их фор­маль­ное ре­ше­ние ста­ло бо­лее раз­но­об­раз­ным (в т. ч. под влия­ни­ем нац. тра­ди­ций и за­ру­беж­ных об­раз­цов).

Лит.: Feulner A. Kunstgeschichte des Möbels seit dem Altertum. B., [1927]; Со­бо­лев Н. Н. Сти­ли в ме­бе­ли. М., 1939; Haslund O., Wolf E., Bøggild-Andersen H. O. International møbel haandbog. Kbh., 1945–1947. Dl 1–3; По­по­ва З. П. Рус­ская ме­бель. Ко­нец XVIII в. М., 1957; Бе­лов Н. В. Ме­бель в ин­терь­е­ре кон­ца XVIII – на­ча­ла XIX вв. в твор­че­ст­ве рус­ских зод­чих А. Н. Во­ро­ни­хи­на, К. И. Рос­си, В. П. Ста­со­ва. Л., 1964; Со­ко­ло­ва Т. М. Очер­ки по ис­то­рии ху­до­же­ст­вен­ной ме­бе­ли XV–XIX вв. Л., 1967; Boger L. A. The complet guide to furniture styles. N. Y., 1969; Ка­мен­ский Л. В. Ар­хи­тек­ту­ра со­вре­мен­ной ме­бе­ли для жи­лищ. М., 1971; Рус­ская ме­бель в Го­су­дар­ст­вен­ном Эр­ми­та­же. [Аль­бом]. Л., 1973; Уб­ран­ст­во рус­ско­го жи­ло­го ин­терь­е­ра XIX в. Л., 1977; Че­ре­па­хи­на А. Н. Эс­те­ти­ка со­вре­мен­ной ме­бе­ли. 2-е изд. М., 1978; Бе­ло­зе­рова В. Г. Тра­ди­ци­он­ная ки­тай­ская ме­бель. М., 1980; Kreisel H., Himmelheber G. Die Kunst des deutschen Möbels... 3. Aufl. Münch., 1981–1983. Bd 1–3; Бе­лов А. А., Янов В. В. Ху­до­же­ст­вен­ное кон­ст­руи­ро­ва­ние ме­бе­ли. М., 1985; Прин­цип То­не­та. Ме­бель из гну­той дре­ве­си­ны и сталь­ных тру­бок. (Кат. вы­став­ки). Нюрн­берг, 1991; Wu Bruce G. Chinese clas­sical furniture. Oxf., 1995; Blanc M. Le mobi­lier français: Moyen Âge, Renaissance. P., 1999; Rettelbusch E. Les styles du mobilier. P., 2000; Га­цу­ра Г. Ме­бель­ные сти­ли. М., 2000; он же. Ме­бель То­не­та. М., 2001; он же. Ме­бель и ин­терь­е­ры пе­рио­да эк­лек­ти­ки. М., 2007; он же. Ме­бель и ин­терь­е­ры мо­дер­на. М., 2007; Рус­ская ме­бель. Эн­цик­ло­пе­дия рус­ско­го ан­тик­ва­риа­та… М., 2004; Möbel: eine Ty­po­logie für Museen und Sammlungen. Münch., 2005; Möller R. Möbel: vom Barock bis zur Ge­genw­art. 2. Aufl. Münch.; B., 2005; Стру­го­ва О. Б. Ме­бель в рус­ском ин­терь­е­ре кон­ца XIX – на­ча­ла XX вв. М., 2005; Мак-Кор­ко­дейл Ч. Уб­ран­ст­во жи­ло­го ин­терь­е­ра: от ан­тич­но­сти до на­ших дней. М., 2006; Кес Д. Сти­ли ме­бе­ли. М., 2008; Gilbert J. Modern furniture design: an introductory bibliography. Monticello, 1980.

Вернуться к началу