МЕ́БЕЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕ́БЕЛЬ (франц. meuble, от лат. mobilis – подвижный, легко двигающийся), совокупность предметов, служащих для оборудования или оформления интерьера. Будучи с функциональной точки зрения предназначенной для бытового пользования (сидения, лежания, размещения разл. вещей и т. п.), М. активно участвует в худож. организации интерьера и составляет особую отрасль худож. ремёсел, декоративно-прикладного искусства, ныне также область худож. конструирования (дизайна). Будучи относительно независимой от архитектуры, М. тесно связана с эволюцией худож. стилей и моды.
М. делится на бытовую (в жилище) и предназначенную для обществ. зданий. Используется гл. обр. в закрытых помещениях, но существует и М. для открытых пространств (садов, парков, улиц). По своим конструктивным и технологич. особенностям М. подразделяется на передвижную, встроенную, навесную и пристенную; на неразборную и сборно-разборную; также на жёсткую, мягкую и полумягкую. Одним из важнейших принципов мебельного проектирования является группировка предметов в ансамбли (гарнитуры), в т. ч. для помещений специализир. назначения (столовых, гостиных, салонов, кабинетов, спален, детских комнат, кухонь и т. п.). Осн. элементы худож. языка М. – архитектоника, пропорции, масштабность (соразмерность предмета и его отд. частей человеку). В число худож. средств М. входят фактура и цвет материалов, разнообразие которых достигается разл. приёмами (окрашивание, полировка и др.). Как элементы декора в М. используются живопись, скульптура, орнамент.
Исторический очерк. В архаич. культуре почти нет М. в совр. понимании, как свободно располагаемых предметов интерьера. У кочевников роль М. выполняют ковры, а также разл. сундуки. В раннеземледельч. и крестьянской культуре преобладает тенденция неподвижного соединения осн. предметов обстановки с постройкой и строго канонич. расположения их в интерьере. Так, лежанки в землянках, глинобитных и сырцовых жилищах возводятся вместе с постройкой; лавки, полки и полати в избе врубаются в срубную конструкцию. У некоторых предметов М. практич. функция соединяется с ритуальной (напр., стол был одним из гл. обрядовых предметов в рус. избе). Особую роль у народов Тропич. Африки играли скульптурно оформленные ритуальные сиденья правителей.
К древнейшим сохранившимся образцам М. относятся др.-егип. предметы обстановки, предназначенные для фараона и его приближённых, преим. простых геометризиров. форм: сундуки, складные табуреты с Х-образным перекрестьем опор; троны с прямой спинкой и 4-угольным, слегка прогнутым сиденьем; столы прямоугольные на 4 ножках и круглые на одной опоре; ложа с прогнутой рамной основой на 4 ножках. Конструкции др.-егип. М. (ящичные, рамно-филёнчатые) часто обогащались скульптурными формами, приобретавшими характер тектонич. декора (утиные головки и звериные лапы, заканчивающие ножки). В отделке М. также широко использовались ажурные рельефные вставки (в виде символич. изображений животных, солнечного диска, фараона), золотые накладки, инкрустации из слоновой кости, перламутра, стекла, камня.
Об осн. типах М. Древней Греции можно судить гл. обр. по скульптурным изображениям и вазописи. Это сундуки (в которых чётко выражена рамно-филёнчатая конструкция); табуреты на 4 ножках или на Х-образной опоре; стулья с гнутыми ножками – как повседневно употребляемые, так и церемониальные (тронообразные); ложа на высоких опорах с прогнутой стенкой в изголовье; столы, нередко – низкие (что было обусловлено обычаем возлежать при трапезе и письме). М. изготовлялась гл. обр. из дерева (с применением пилы и рубанка), также из бронзы и мрамора. М. эпохи классики, пришедшая на смену архаической (близкой по форме и характеру декора египетской), отличается простотой и ясностью тектонических, пластически выразительных форм. В её сдержанном декоре, подчёркивающем конструкцию, преобладали орнаментальные мотивы (меандр, пальметты, волюты). Эллинистич. М. свойственны черты декоративной изощрённости (в отделке вновь стали использоваться «звериные» мотивы архаики). М. Древнего Рима создавалась в осн. в духе др.-греч. образцов. Были выработаны и собственно рим. типы М., напр. ложе с продольной спинкой (прообраз совр. софы). Архаич. вид имела почётная М.: «курульное кресло» (sella curulis – стул на скрещивающихся ножках в виде рогов, служивший в обществ. местах сиденьем для консулов и преторов), «солиум» (solium – тронообразное сиденье для почётных граждан в храмах, термах). Изготовлялась и лёгкая плетёная М. В мебельном иск-ве прослеживается развитие от простоты и непритязательности форм республиканского периода к роскоши и великолепию имп. иск-ва, когда в отделке М. обильно использовался скульптурный декор («звериные» мотивы, фигурные аппликации из бронзы и драгоценных металлов).
Визант. бытовая М. не сохранилась, но известно, что она во многом повторяла рим. формы. Близость к рим. образцам подтверждает и сохранившаяся храмовая визант. М. (епископские кафедры). Её отличит. особенность – неглубокий рельеф (орнаментальный или фигуративный), нередко почти сплошь покрывающий поверхность предмета.
В ср.-век. Китае определились разнообразные типы дворцовой и храмовой М. из полированного или покрытого лаком дерева: столы, этажерки-буфеты, шкафы-сундуки и пр. Им нередко свойственны горизонтальная вытянутость объёмов, плавная изогнутость внутренне напряжённых форм, подчёркивающий тектонику мелкий орнамент – флоральный, а также в виде мотива облака (резьба, роспись, инкрустация). Утончённым минимализмом отмечена М. Японии (в оформлении низких столиков и коробов также широко использовалась техника лака; многостворчатые расписные ширмы позволяли свободно разграничивать пространство интерьера).
В странах исламского мира в жилых помещениях типы М. ограничивались низкими столиками и сундуками. В мечетях, медресе и обществ. зданиях использовались подставки для корана, сундуки и шкатулки для хранения манускриптов, разного рода ширмы, троны. М. выполнялась из дерева или металла, украшалась инкрустацией, резьбой и пр. На территории Индостана, где М. изначально практически не использовалась, с 16 в. распространились европ. типы М. – первоначально под влиянием голл. и португ. образцов, с кон. 18 в. – преим. английских; исключение составляют троны правителей, со времён Мохенджо-Даро представлявшие собой платформы на неск. опорах.
Мебельное иск-во ср.-век. Европы почти не унаследовало античных традиций. В раннем Средневековье были распространены сундуки из толстых досок с металлич. оковками, огромные кровати с балдахинами, также столы (в виде досок, покоящихся на козлах), довольно высокие, что определялось обычаем сидеть на табурете во время трапезы или письма, и часто длинные, предназначенные для коллективной трапезы. В романский период стали использоваться табуреты на 3 опорах, кресла с высокой спинкой, шкафы, кровати (типа сундука, лишённого крышки), столы с опорами в виде вертикальных плоскостей. Выполненная способом ящичной вязки из рубленных топором досок или ошкуренных жердей, М. романского стиля отличалась лаконизмом массивных форм, нерасчленённостью объёма; нередко была украшена резным геометрич., растит. или ленточным орнаментом. В эпоху готики с изобретением заново двуручной пилы (дававшей возможность получать тонкие доски), а также с распространением рамно-филёнчатой каркасной конструкции (как бы перекликавшейся со структурой архит. сооружений) появилась более лёгкая и прочная М. Напряжённо вытянутая вверх, она композиционно членилась на относительно самостоят. поля, нередко заполненные плоскорельефной или ажурной резьбой в виде готич. архит. мотивов (стрельчатые арки, нервюры), растит. и геометрич. узоров, фигурных изображений. Известно довольно много образцов готич. М.: церковные скамьи, обычно богато украшенные резьбой; сундуки-лари (в Италии – кассоне), поставцы (первоначально тот же сундук, поставленный на высокие опоры) для хранения посуды, шкафы, кресла, столы, кровати с дерев. навесом и др.
В эпоху Возрождения совершенствование быта и тяга к комфорту обусловили появление новых типов М. Вошли в употребление 2-ярусные шкафы, кабинеты (ларец с маленькими ящичками на подстолье) для хранения документов и драгоценностей, кровати рамной конструкции под балдахином, сундуки со спинкой и подлокотниками – «кассапанки» (в Италии), кресла, обитые тканью или кожей. Изготовляемая преим. из ореха, легко поддающегося обработке, М. (гл. обр. Италии) отличалась тектонич. ясностью пластически законченных композиций, гармонич. сочетанием элементов архит. ордера (членения в форме пилястр, карнизов, тяг) и заполняющих плоскости филёнок рельефных или живописных композиций на религ., мифологич. и др. темы. Для декорирования М. использовались техники интарсии и маркетри (со 2-й пол. 16 в.). Изощрённым использованием архитектонич. и декоративных элементов дворцовых фасадов отмечена конструкция мебели маньеризма (шкафы и др.).
В эпоху барокко дворцовая М. Италии и Юж. Германии (шкафы, кабинеты, кабинеты-секретеры с откидной доской для письма) активно использует архит. мотивы (витые колонны, разорванные фронтоны), а также скульптурную резьбу и красочную мозаику, обретая живописную пластику форм, пронизанных динамикой криволинейных очертаний и игрой светотени, порой буквально сливающихся с декором интерьера. В 17–18 вв. во Франции со сложением пышного парадного интерьера появилось большое разнообразие типов и форм дворцовой М. С развитием классицизма во 2-й пол. 17 в. стали делать фанерованные кабинеты и 2-створчатые шкафы, в которых строгая торжественность прямоугольных форм сочеталась с сочностью барочного декора (букеты цветов, растит. узоры). Выполненный в технике инкрустации (деревом разл. пород, перламутром, черепахой, золочёными металлами) декор плотно покрывал поверхность изделия, вписываясь при этом в рамки прямоугольных очертаний. В качестве отделки тронообразных кресел с прямой высокой спинкой и мягких табуретов, предназначенных для дам (учитывалась пышность наряда), применялись шпалеры, золочение по левкасу. Крупнейший мастер этой эпохи, сумевший создать свой собств. стиль, – А. Ш. Буль.
С расцветом стиля рококо во 2-й четв. 18 в. на смену монументально-строгим классицистич. формам приходят интимные, прихотливо динамичные. Излюбленные типы М. этого периода: комоды с как бы вздутыми к центру формами, бюро (письм. стол с футляром, закрывающим рабочую плоскость), консольные столы, софы. Наряду со стационарной М., расставленной вдоль стен, стали вводиться также многочисл. типы лёгкой, свободно перемещаемой мебели небольших размеров – стулья, кресла, банкетки. Все они, обитые единой тканью, образовывали гарнитуры. Для декора М. рококо были характерны свободно располагающиеся изящные узоры, исполненные в технике маркетри: цветы, расписанные по жёлтому, розовому, голубому или светло-зелёному фону; мотивы кит. иск-ва (шинуазри), нанесённые краской или золотом по чёрному лаку. Во 2-й пол. 18 в. корпусная М. (шкафы-буфеты, секретеры, бюро) обретает лёгкость тектонич., строго геометрич. форм с широкими гладями красного дерева, подчёркнутыми сдержанной бронзовой отделкой (часто в виде античных орнаментальных мотивов). В числе мастеров мебельного иск-ва этой эпохи – Ж. А. Ризенер, семья Жакоб, Д. Рёнтген (нем. мастер, работавший также во Франции). В Голландии 17–18 вв. сложилась простая и практичная М., ориентированная на деловой бюргерский быт: 2-створчатые шкафы с широким профилированным карнизом; стулья из точёных стоек и перекладин с высокой спинкой и трапециевидным сиденьем, нередко обитым кожей; столы с массивными точёными кувшинообразными ножками. М. подобного типа, но с обильным скульптурным декором, известна с 17 в. в Германии. В сер. 18 в. своеобразный стиль М., отвечавший вкусу буржуа, определился в Англии, получив имя своего создателя – Т. Чиппендейла. Изготовленная из красного дерева, М. этого стиля отличалась сочетанием рациональности форм, ясности структуры предмета с изяществом линий и прихотливостью узора (мотивы кит. иск-ва, готики и рококо). Классицистич. изысканность и лёгкость форм отличали М. англ. мастеров 2-й пол. 18 в. – Дж. Хеплуайта и Т. Шератона.
С утверждением в странах Европы (прежде всего во Франции) в 1-й четв. 19 в. ампира М., нередко буквально копирующая древние егип., рим. и греч. формы, обретала монументальность нарочито статичных форм, декорированных крупной рельефной бронзовой отделкой (с мотивами др.-рим. иск-ва, использованием египетского стиля). Конструктивно ясная, она естественно вписывалась в интерьер (среди гл. мастеров эпохи – Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонтен), играла решающую роль в его пространственной организации. В Германии и Австрии в 1810–40-х гг. формы ампира были переработаны в соответствии с представлением о респектабельной устроенности буржуазного быта в сторону интимности и уюта (см. Бидермайер).
В стилевом отношении М. сер. – 2-й пол. 19 в. принадлежала к эклектизму и историческим стилям. Помпезность, стремление к роскоши, присущие викторианскому стилю, нашли выражение в Великобритании в преобладании тяжеловесной М., в широком распространении её «малых форм» (этажерки, игорные столики, держатели для зонтов и т. п.); аналогичные тенденции проявились в иск-ве др. европ. стран. К сер. 19 в. началось массовое произ-во М., она стала более доступной по цене. В 1857 М. Тонет открыл в Коричанах (ныне Чехия) первую фабрику по произ-ву М. из гнутой древесины, в первую очередь стульев, известных сейчас как «венские» (эти модели были разработаны в русле стиля неорококо). В целом технологич. прогресс (штамповка древесины, гнутьё дерева) способствовал появлению более конструктивно простой М. Своеобразной реакцией на засилье эклектичных вещей фабричного произ-ва была творч. деятельность У. Морриса и У. Крейна в Великобритании, возродивших эстетику ручного труда и авторского исполнения (см. «Искусства и ремёсла»). Характерное для них внимание к качеству продукции (в т. ч. и художественному), к свойствам материала и роли дизайнера оказало влияние на совр. произ-во М. в Европе и США.
С зарождением общеевропейского стиля модерн (в кон. 19 в.), стремившегося к единству худож. решения материальной бытовой среды, в сфере М. стали вестись поиски новых конструктивных форм и фактурно-цветовой выразительности материала (в отделке – инкрустация из стекла и керамики, накладки из полированного и прочеканенного металла). По мере эволюции модерна формы М. изменялись от причудливо изогнутых, подчёркнутых текучими извилистыми линиями стилизованного растит. орнамента (М. работы франц. мастера Л. Мажореля) к более рационально обобщённым (М. по проектам Ч. Р. Макинтоша, Х. ван де Велде). В целом М. модерна стала менее громоздкой (постепенно исчезли большие корпусные изделия); начали применяться стенные шкафы и ниши. Нередко черты модерна в М. сочетались с нац.-романтич. и неоклассицистич. тенденциями. Мастера модерна активно участвовали в массовом фабричном произ-ве мебели (напр., члены венского Сецессиона Й. Хофман и К. Мозер сотрудничали с фирмами «Братья Тонет» и «Я. и И. Кон»).
С зарождением в нач. 20 в. модернизма в М. усилились поиски лаконичных тектонич. форм на основе использования новых материалов (стальных труб и полос, клеёной слоистой древесины), особое значение стало придаваться конструктивной основе предмета и его функциональной организации. Стала внедряться встроенная, секционная сборно-разборная и трансформируемая М., разрабатывалась спец. М. для контор, банков, школ и т. д. К худож. конструированию М. в 1910–30-х гг. обратились мн. архитекторы и художники – представители современного движения (во Франции – Ф. Журден, П. Шаро, Ле Корбюзье, Э. Грей; члены «Немецкого Веркбунда» и преподаватели Баухауза – В. Гропиус, М. Брёйер, Л. Мис ван дер Роэ). В этот период первоначально во Франции (дизайнеры Л. Сю, А. Мар, Ж. Э. Рюльман), а затем и в др. странах Запада производилась мебель в стиле ар деко, которую отличало сочетание функциональности с богатством декора. С 1920-х гг. в русле мебельного дизайна модернизма развивается нац. сканд. направление (А. Аалто; в Дании – А. Якобсен и Б. Могенсен, и др.), для которого характерны внимание к свойствам материала (в первую очередь дерева), простота и пластичность форм, а также пригодность изделий для массового произ-ва. В 1940–50-е гг. в США получил распространение т. н. органич. дизайн (Ч. и Р. Имзы, Э. Сааринен): использование пластика, резины и гнутой фанеры, наряду с деревом и металлом, позволило создавать сложные криволинейные формы, напоминавшие природные. Тогда же возник интерес к эргономике (прежде всего при проектировании М. для офисных помещений). В 1960-е гг. происходил постепенный отход от господства конструктивности: как в сторону ярких цветов и подчёркнуто нефункциональных форм поп-арта (П. Мердок, М. Кленденнинг в Великобритании), так и в сторону неофутуризма с «космической эстетикой» обтекаемых объёмов белого и серебристого цветов. В этот период появилась бескаркасная мебель, в т. ч. в Италии (кресло-мешок «Sacco», 1968, дизайнеры П. Гатти, Ч. Паолини, Ф. Теодоро; принимающее форму тела человека кресло из полиуретановой пены «Up 1», 1969, Г. Пеше, и др.). В Италии в 1960-е гг. в противовес господству функциональности формируется движение «антидизайна», для которого были свойственны намеренные непрактичность и нарушение пропорций, ироничность, яркость колорита (серия шкафов «Супербокс» Э. Соттсаса, 1968). В 1970–80-х гг. это направление соединилось с идеями постмодернизма, принёсшего в дизайн М. элементы историч. стилей, часто – в пародийном ключе (работы Р. Вентури, М. Грейвса, итал. группы «Мемфис»). Традиции функционализма продолжил в 1970-е гг. стиль хай-тек, в котором элементы конструкции трактовались как ключевое средство худож. выразительности, в качестве осн. материалов использовались металл, стекло и пластик. В 1990-е гг. развивалось направление минимализма: лаконичные формы (на которые повлияли япон. традиционные М. и интерьер) сочетались с дорогостоящими материалами: мрамором, цветными металлами, ценными породами дерева (напр., работы итал. дизайнеров К. Сильвестрина, П. Лиссони). Течение постиндустриализма (Р. Арад, Т. Диксон в Великобритании, и др.) противопоставило массовому произ-ву М. изготовление единичных объектов, а также М. для конкретной группы потребителей. Проектирование М. всё больше основывалось на принципах модульности: системы хранения и гарнитуры мягкой М. могли быть установлены разл. способами, в зависимости от конфигурации помещения, в т. ч. использоваться для разграничения функциональных зон при свободной планировке интерьера. В 2000-е гг. в дизайне М. соединяются и существуют параллельно разные стилевые направления: органич. дизайн (Р. Лавгров в Великобритании; Ёсиока Токудзин в Японии), ретрофутуризм, поп-арт (Ф. Старк во Франции, К. Рашид в США), экостиль (Ито Тоёо в Японии, П. Навоне в Италии), «романтизм» и т. н. необарокко (нидерл. дизайнеры Т. Бонтье, М. Вандерс и М. Баас). Для М. этого периода характерны разнообразие форм, материалов, видов декора; соединение ремесленных традиций и высоких технологий; особая роль уникальных, авторских проектов. Объектам М. стала свойственна многофункциональность (мягкая М. и системы хранения со встроенными телеэкранами и муз. проигрывателями; кровати и диваны, снабжённые книжными полками или соединённые с тумбами или столиками). Усложнилась конструкция трансформируемой мебели. Особое значение (в т. ч. в аспекте худож. выразительности) приобрела экологически чистая М., безопасная для окружающей среды.
Мебель в России. О типах cp.-век. рус. М. можно судить гл. обр. по иконам, фрескам, миниатюрам. Наиболее распространённые предметы жилой обстановки: дерев. неподвижные лавки (обычно устанавливавшиеся вдоль стен всего помещения); подвижные скамьи (нередко с перекидной спинкой), служившие не только для сидения, но и для сна; прямоугольные столы на 4 опорах, табуреты, сундуки. Эти типы М. (так же, как и мн. типы зап.-европ. М. романской эпохи) простых и рациональных форм продолжали существовать в народном быту до недавнего времени. Ранние (16–17 вв.) из сохранившихся образцов рус. М. свидетельствуют об искусном применении в её отделке резного декора (растит. и геометрич. мотивы), о разнообразии расцветок. Дворцовая М. кон. 17 – 1-й четв. 18 вв. испытала влияние голл. и англ. образцов. Далее она изготовлялась в духе европ. барокко, рококо, классицизма по проектам крупных архитекторов – Б. Ф. Растрелли, Ч. Камерона, Дж. Кваренги. Значит. вклад в мебельное иск-во в России привнёс нем. мастер Г. Д. Гамбс, работавший в С.-Петербурге с кон. 18 в. Лучшие образцы дворцовой и усадебной ампирной М. были созданы по проектам архитекторов А. Н. Воронихина, К. И. Росси, В. П. Стасова; для её изготовления использовались красное, розовое и чёрное дерево, орех, тополь, также карельская берёза, отличающаяся эффектным золотистым цветом и своеобразным «муаровым» рисунком текстуры; в отделке применялось резное золочёное дерево, заменявшее бронзу, обивка и роспись. Как и в Зап. Европе, в мебельном иск-ве России сер. – 2-й пол. 19 в. широко использовались разл. историч. стили (неоренессанс, необарокко, неорококо, русский стиль и т. д.). Нац. романтика, включавшая в себя вновь открытое ощущение эстетич. ценности рус. народного иск-ва, нашла отражение в М. Абрамцевского художественного кружка и М., производимой в с. Талашкино (близ Смоленска); неоклассицистич. устремления проявились в М. по проектам архитекторов И. А. Фомина, В. А. Щуко.
В создании сов. М. 1920-х гг., предназначенной для жилых домов и обществ. зданий новых типов (дворцы культуры, рабочие клубы), принимали участие архитекторы А. В. Щусев, И. А. Фомин и др., не порывавшие с традициями рус. классицистич. М., и преподаватели и студенты Вхутемаса–Вхутеина во главе с А. М. Родченко, Л. М. Лисицким и В. Е. Татлиным, опиравшиеся на эстетику конструктивизма. Они предприняли попытки создать функционально целесообразную встроенную и трансформируемую М., предназначенную для пром. изготовления. В 1930-е – 1-й пол. 1950-х гг. производилась М. в духе сов. неоклассицизма, из дорогостоящих материалов, с разнообразной отделкой (напр., серии для гостиницы «Москва», 1935–1937, Щусев, Л. И. Савельев, О. А. Стапран; для ЦТКА, 1934–40; для гл. здания МГУ на Ленинских горах, 1950-е гг., обе – К. К. Бломериус). Во 2-й пол. 1950-х гг., с изменением офиц. стилевой линии («борьбой с украшательством»), началось проектирование простой по форме, экономически и конструктивно рациональной М., которая была быстро введена в произ-во в связи с потребностями развернувшегося массового жилищного строительства. В последней трети 20 в. возросла роль дизайнера (Ю. В. Случевский, Е. С. Бочарова и др.) в разработке проектов М.; увеличилось число моделей, их формальное решение стало более разнообразным (в т. ч. под влиянием нац. традиций и зарубежных образцов).