Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́ФЕДРА

Престол (кафедра) апостола Петра в апсиде собора Святого Петра в Риме. 1657–66. Скульптор Дж. Л. Бернини.

КА́ФЕДРА (греч. ϰαϑέδρα), 1) (лат. ca­thedra, sedes), трон епи­ско­па в хра­ме, рас­по­ла­гав­ший­ся в ап­си­де за ал­та­рём. Со­хра­ни­лись ран­не­хри­сти­ан­ские (не­ред­ко пе­ре­де­лан­ные из рим. свет­ских тро­нов), ви­зан­тий­ские («Трон епи­ско­па Мак­си­миа­на», сер. 6 в., Ар­хи­епи­скоп­ский му­зей, Ра­вен­на; см. илл. к ст. Ви­зан­тия) и зап.-европ. ср.-век. (из ба­зи­ли­ки Св. Ни­ко­лая в Ба­ри, сер. 12 в.) К. из мра­мо­ра, де­ре­ва и сло­но­вой ко­сти, бо­га­то ук­ра­шен­ные скульп­тур­ной резь­бой и релье­фа­ми. Пре­стол ап. Пет­ра в ва­ти­кан­ском со­бо­ре Св. Пет­ра, по­чи­таю­щий­ся в ка­че­ст­ве ре­лик­вии, ук­ра­шен скульп­тур­ной ком­по­зи­ци­ей Дж. Л. Бер­ни­ни (1657–66). В пе­ре­нос­ном зна­че­нии сло­во «К.» ча­сто об­оз­на­ча­ет епар­хию. Го­род, в ко­то­ром пре­бы­ва­ет ар­хие­рей, на­зы­ва­ет­ся ка­фед­раль­ным, а храм, где на­хо­дит­ся его К., – ка­фед­раль­ным со­бо­ром;

2) (лат. pulpitum) в за­пад­нох­ри­сти­ан­ской Церк­ви по­мост, воз­вы­ше­ние, с ко­то­ро­го про­из­но­си­лись про­по­ве­ди. В ран­нее Сред­не­ве­ко­вье функ­ции К. и ам­во­на не раз­де­ля­лись. Впо­след­ст­вии, бла­го­да­ря дея­тель­но­сти ни­щен­ст­вую­щих ор­де­нов, в ко­то­рой про­по­ве­ди от­во­ди­лась клю­че­вая роль, К. при­об­ре­ла зна­че­ние са­мо­сто­ят. эле­мен­та цер­ков­но­го уб­ран­ст­ва. Наи­бо­лее ран­ние из со­хра­нив­ших­ся па­мят­ни­ков от­но­сят­ся к эпо­хе ро­ман­ско­го сти­ля и де­мон­ст­ри­ру­ют раз­но­об­ра­зие спо­со­бов ук­ра­ше­ния: рез­ная мра­мор­ная К. со­бо­ра в Трое в Апу­лии (1169), ук­ра­шен­ная эма­ля­ми К. из аб­бат­ст­ва Кло­стер­ной­бург (1181, мас­тер Ни­ко­лай Вер­ден­ский, де­мон­ти­ро­ва­на в 1331). К. мог­ли быть как от­дель­но стоя­щи­ми, так и встро­ен­ны­ми в ал­тар­ную пре­гра­ду (напр., К. со­бо­ра в Мо­де­не, 1160–70, мас­тер Ан­сель­мо да Кам­пио­не).

Кафедра собора в Сиене. 1265–68. Скульптор Никколо Пизано. Фото А. И. Нагаева

Осо­бая тра­ди­ция со­ору­же­ния мра­мор­ных К. сло­жи­лась в Тос­ка­не в 12–13 вв.: при­стен­ные пря­мо­уголь­ные К. име­ли ог­ра­ж­де­ния, ук­ра­шен­ные по­ве­ст­во­ват. рель­е­фа­ми, и ко­лон­ны, опи­раю­щие­ся на фи­гу­ры львов (К., соз­дан­ная мас­те­ром Гуль­ель­мо в 1162 для со­бо­ра в Пи­зе, ны­не – в со­бо­ре Каль­я­ри; К. в ц. Сан-Джо­ван­ни-Фу­ор­чи­ви­тас в Пис­тое, ок. 1270, мас­тер Фра Гуль­ель­мо). Наи­бо­лее зна­чит. про­из­ве­де­ния в рам­ках этой тра­ди­ции бы­ли соз­да­ны пред­ста­ви­те­ля­ми се­мьи Пи­за­но. Ник­ко­ло Пи­за­но (К. в бап­ти­сте­рии Пи­зы, 1260; в со­бо­ре Сие­ны, 1265–1268) при­дал К. по­ли­го­наль­ную фор­му, пре­вра­тив её в сво­бод­но­стоя­щую кон­струк­цию со слож­ным взаи­мо­дей­ст­ви­ем ар­хит. и скульп­тур­ных форм (мно­го­фи­гур­ные рель­е­фы, ста­туи, ко­лон­ки, ар­ки и др.). Пла­стич. на­сы­щен­ность К. уси­ли­ва­ет­ся в ра­бо­тах Джо­ван­ни Пи­за­но, ко­то­рый вклю­чил в свои ансамб­ли ста­туи «аль-ан­ти­ка» (К. со­бо­ра в Пи­зе, 1302–10).

Скульп­то­ры Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния в оформ­ле­нии К. ото­шли от об­раз­цов Про­то­ре­нес­сан­са, де­мон­ст­ри­руя раз­но­об­ра­зие ре­ше­ний: круг­лая уг­ло­вая К. на фа­са­де со­бо­ра в Пра­то (До­на­тел­ло и Ми­ке­лоц­цо ди Бар­то­лом­мео, 1434–38), пря­мо­уголь­ные брон­зо­вые К. в ц. Сан-Ло­рен­цо во Фло­рен­ции (До­на­тел­ло и мас­тер­ская, 1460-е гг.), шес­ти­уголь­ная мра­мор­ная К. в ц. Сан­та-Кро­че во Фло­рен­ции (1485, Бе­не­дет­то да Май­а­но). В сев. Ев­ро­пе в 14–15 вв. К. со­хра­ня­ли го­тич. фор­мы (рез­ная де­рев. К. со­бо­ра в Страс­бур­ге, 1486, мас­тер Х. Хам­мер). Уни­каль­ным про­из­ве­де­ни­ем яв­ля­ет­ся «ка­фед­ра-тюль­пан» со­бо­ра во Фрай­бур­ге (1508–10, ма­с­тер Х. Вит­тен), в ко­то­рой ар­хит. фор­мы сме­ня­ют­ся био­морф­ны­ми, а вся К. упо­доб­ля­ет­ся ги­гант­ско­му рас­те­нию, в вет­ви ко­то­ро­го впле­те­ны фи­гу­ры.

В про­тес­тант­ских церк­вах, где про­по­ведь бы­ла гл. ча­стью бо­го­слу­же­ния, К. слу­жи­ла ви­зу­аль­ным цен­тром хра­ма, од­на­ко, в со­от­вет­ст­вии с про­тес­тант­ской эс­те­ти­кой, пе­ре­ста­ла быть объ­ек­том ук­ра­ше­ния. В ка­то­лич. церк­вах в 16–18 вв. К., на­про­тив, про­дол­жа­ют вы­сту­пать но­си­те­ля­ми слож­ных ико­но­гра­фич. про­грамм. По­бе­да над ере­ся­ми си­лой ора­тор­ско­го иск-ва ста­но­вит­ся од­ним из осн. ико­но­гра­фич. мо­ти­вов. В эпо­хи ба­рок­ко и ро­ко­ко К. за­час­тую ут­ра­чи­ва­ют из­началь­но при­су­щую им тек­то­ни­ку, сти­ра­ют­ся гра­ни­цы ме­ж­ду ар­хит. ос­но­вой и пла­стич. де­ко­ром. По­след­ний обо­га­ща­ет­ся скульп­тур­ной ими­та­ци­ей разл. ма­те­риа­лов и рас­тит. форм, ди­на­мич­ны­ми ком­по­зи­ция­ми, мно­го­фи­гур­ны­ми рель­е­фа­ми, по­ли­хро­ми­ей (К. со­бо­ра Синт-Ром­ба­ут­скерк в Ме­хе­ле­не, 1723, мас­тер М. ван дер Ворт; К. церк­ви Вис­кир­хе в Зос­те, Ба­ва­рия, 1746–56, мас­тер Д. Цим­мер­ман). В даль­ней­шем тра­ди­ция ук­ра­ше­ния К. по­сте­пен­но ут­ра­чи­ва­ет­ся.

Лит.: Cox J. C. Pulpits, lecterns and organs in English churches. L., 1915; Mayer H. Deutsche Barockkanzeln. Strassburg, 1932; Poscharsky P. Die Kanzel: Erscheinungsform im Protestantis­mus bis zum Ende des Barocks. Gütersloh, 1963.

Вернуться к началу