КА́ФЕДРА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́ФЕДРА (греч. ϰαϑέδρα), 1) (лат. cathedra, sedes), трон епископа в храме, располагавшийся в апсиде за алтарём. Сохранились раннехристианские (нередко переделанные из рим. светских тронов), византийские («Трон епископа Максимиана», сер. 6 в., Архиепископский музей, Равенна; см. илл. к ст. Византия) и зап.-европ. ср.-век. (из базилики Св. Николая в Бари, сер. 12 в.) К. из мрамора, дерева и слоновой кости, богато украшенные скульптурной резьбой и рельефами. Престол ап. Петра в ватиканском соборе Св. Петра, почитающийся в качестве реликвии, украшен скульптурной композицией Дж. Л. Бернини (1657–66). В переносном значении слово «К.» часто обозначает епархию. Город, в котором пребывает архиерей, называется кафедральным, а храм, где находится его К., – кафедральным собором;
2) (лат. pulpitum) в западнохристианской Церкви помост, возвышение, с которого произносились проповеди. В раннее Средневековье функции К. и амвона не разделялись. Впоследствии, благодаря деятельности нищенствующих орденов, в которой проповеди отводилась ключевая роль, К. приобрела значение самостоят. элемента церковного убранства. Наиболее ранние из сохранившихся памятников относятся к эпохе романского стиля и демонстрируют разнообразие способов украшения: резная мраморная К. собора в Трое в Апулии (1169), украшенная эмалями К. из аббатства Клостернойбург (1181, мастер Николай Верденский, демонтирована в 1331). К. могли быть как отдельно стоящими, так и встроенными в алтарную преграду (напр., К. собора в Модене, 1160–70, мастер Ансельмо да Кампионе).
Особая традиция сооружения мраморных К. сложилась в Тоскане в 12–13 вв.: пристенные прямоугольные К. имели ограждения, украшенные повествоват. рельефами, и колонны, опирающиеся на фигуры львов (К., созданная мастером Гульельмо в 1162 для собора в Пизе, ныне – в соборе Кальяри; К. в ц. Сан-Джованни-Фуорчивитас в Пистое, ок. 1270, мастер Фра Гульельмо). Наиболее значит. произведения в рамках этой традиции были созданы представителями семьи Пизано. Никколо Пизано (К. в баптистерии Пизы, 1260; в соборе Сиены, 1265–1268) придал К. полигональную форму, превратив её в свободностоящую конструкцию со сложным взаимодействием архит. и скульптурных форм (многофигурные рельефы, статуи, колонки, арки и др.). Пластич. насыщенность К. усиливается в работах Джованни Пизано, который включил в свои ансамбли статуи «аль-антика» (К. собора в Пизе, 1302–10).
Скульпторы Раннего Возрождения в оформлении К. отошли от образцов Проторенессанса, демонстрируя разнообразие решений: круглая угловая К. на фасаде собора в Прато (Донателло и Микелоццо ди Бартоломмео, 1434–38), прямоугольные бронзовые К. в ц. Сан-Лоренцо во Флоренции (Донателло и мастерская, 1460-е гг.), шестиугольная мраморная К. в ц. Санта-Кроче во Флоренции (1485, Бенедетто да Майано). В сев. Европе в 14–15 вв. К. сохраняли готич. формы (резная дерев. К. собора в Страсбурге, 1486, мастер Х. Хаммер). Уникальным произведением является «кафедра-тюльпан» собора во Фрайбурге (1508–10, мастер Х. Виттен), в которой архит. формы сменяются биоморфными, а вся К. уподобляется гигантскому растению, в ветви которого вплетены фигуры.
В протестантских церквах, где проповедь была гл. частью богослужения, К. служила визуальным центром храма, однако, в соответствии с протестантской эстетикой, перестала быть объектом украшения. В католич. церквах в 16–18 вв. К., напротив, продолжают выступать носителями сложных иконографич. программ. Победа над ересями силой ораторского иск-ва становится одним из осн. иконографич. мотивов. В эпохи барокко и рококо К. зачастую утрачивают изначально присущую им тектонику, стираются границы между архит. основой и пластич. декором. Последний обогащается скульптурной имитацией разл. материалов и растит. форм, динамичными композициями, многофигурными рельефами, полихромией (К. собора Синт-Ромбаутскерк в Мехелене, 1723, мастер М. ван дер Ворт; К. церкви Вискирхе в Зосте, Бавария, 1746–56, мастер Д. Циммерман). В дальнейшем традиция украшения К. постепенно утрачивается.