ЕГИ́ПЕТСКИЙ СТИЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕГИ́ПЕТСКИЙ СТИЛЬ (франц. Retour d’Egypte, англ. Egyptian Revival), стилистич. направление в европ. архитектуре и декоративно-прикладном искусстве 18 – 1-й пол. 19 вв. Представлял собой стилизацию элементов декора и мотивов др.-егип. иск-ва (обелиски, сфинксы, цветки лотоса и папируса, иероглифы, реже – колонны с капителями в виде цветков или бутонов папируса и т. п.). Появлению Е. с. предшествовали неск. этапов увлечения иск-вом Древнего Египта. В др.-рим. иск-ве егип. влияние проявлялось со времени завоевания Египта римлянами (30 до н. э.), его примеры – Мавзолей Кая Цестия на Остийской дороге близ Рима, в виде пирамиды, облицованной мрамором (12 до н. э.), и «Каноп» с экседрой «Серапеум» на Вилле Адриана в Тиволи (118–134). После длительного забвения интерес к егип. иск-ву возродился в Италии в кон. 15–16 вв.; в 17 в. этому способствовали мистич. теории розенкрейцеров и масонов.
Рождению собственно Е. с. предшествуют описания егип. памятников, основанные на путевых впечатлениях, – «Пирамидография» Дж. Гривса (1646), работы Б. де Монфокона (1719–24), Ф. Нордена (1755), А. К. Ф. Тюбьера, графа Келюса (1752–67). Мотивы егип. иск-ва проникают в творчество Дж. Б. Пиранези (декор Английского кафе на пл. Испании в Риме, 1760-е гг.; серия гравюр, 1769, содержавшая проекты убранства каминов, светильников, мебели, часов), живопись Ю. Робера (изображения пирамид и обелисков), работы ювелира И. Динглингера («Алтарь Аписа», 1731, музей «Зелёный свод», Дрезден), керамику Дж. Уэджвуда; в архит. проекты Э. Л. Булле (Капелла Мёртвых, ок. 1780), К. Н. Леду, Т. Хоупа (эскизы мебели и декора интерьеров) и др.
Окончательное оформление Е. с. и превращение его в важную составляющую Директории стиля и ампира происходит после Египетской экспедиции Наполеона Бонапарта 1798–1801. В ней принимал участие Д. В. Денон, опубликовавший книгу о путешествии по Нижнему и Верхнему Египту (1802) с собств. гравюрами. По его рисункам выполнены также гравюры для 20-томного издания «Описание Египта» («Description de l’Egypte», 1809–22) Э. Ф. Жомара. Е. с. нашёл отражение в архитектуре (ряд интерьеров Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонтена; перестройка Отеля Богарне в Париже, 1804–06, арх. Л. Э. Батай; установка в 1836 егип. обелиска из Луксора в центре пл. Согласия в Париже, арх. Ж. Б. Леба) и в прикладном иск-ве (мебель Ф. О. Ж. Жакоба-Демальтера, «Египетские сервизы», исполненные на Севрской мануфактуре, бронзовые изделия П. Ф. Томира и др.).
Е. с. получил распространение во многих странах. В Великобритании возводились т. н. Египетские залы на Пиккадилли в Лондоне (зал открыт У. Баллоком в 1811, арх. П. Ф. Робинсон; не сохр.) и в б-ке Девонпорта (1823, Дж. Фоулстон), также ряд надгробий, кенотафов и др.; в России – т. н. Египетский павильон Останкинского дворца в Москве [кон. 1790-х гг., В. Бренна (?), П. И. Аргунов и др.], Египетский вестибюль дворца в Павловске (1802–08, А. Н. Воронихин), Египетский мост через Фонтанку в С.-Петербурге (1825–26, скульптор П. П. Соколов), т. н. Египетские ворота у въезда в Царское Село (1829–32, арх. А. А. Менелас); арх. К. А. Тоном в 1831–32 были установлены сфинксы из Фив на набережной перед зданием петерб. АХ, и др. Своеобразное выражение Е. с. нашёл в сценографии оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (1791), особенно в берлинской постановке 1816 (худ. К. Ф. Шинкель).
Реминисценции Е. с. встречаются в архитектуре модерна (Египетский зал в особняке П. П. Смирнова в Москве, 1901–03, арх. Ф. О. Шехтель); после сенсационных находок др.-егип. иск-ва в Эль-Амарне и раскопок гробницы Тутанхамона (1922) формы егип. иск-ва оказали воздействие и на искания стиля ар деко в области дизайна интерьеров. Одним из поздних проявлений интереcа к егип. теме стало возведение застеклённой пирамиды во дворе Лувра в Париже (1989, арх. И. М. Пей).