Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРКЕТРИ́

Бюро, декорированное в технике маркетри. Мастер М. Я. Веретенников. До 1790-х гг. Павловский дворец-музей (С.-Петербург).

МАРКЕТРИ́ (от франц. marqueterie), тех­ни­ка де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва, соз­да­ние на­бор­ных па­не­лей с узо­ра­ми и изо­бра­же­ния­ми из на­кле­ен­ных на ос­но­ву де­рев. пла­сти­нок, раз­лич­ных по цве­ту и тек­сту­ре. Приё­мы М. бы­ли из­вест­ны ещё в Древ­нем Егип­те. Раз­ви­тие М. в Ев­ро­пе на­ча­лось в 16 в. с под­ра­жа­ния итал. ин­тар­сии в Гер­ма­нии и Ни­дер­лан­дах. В 17 в. круп­ней­шим цен­тром М. ста­ли Ни­дер­лан­ды, где в этой тех­ни­ке соз­да­ва­лись фло­раль­ные ком­по­зи­ции, вос­про­из­во­див­шие жи­во­пис­ные об­раз­цы то­го вре­ме­ни. Позд­нее тех­ни­ка М. рас­про­стра­ни­лась во Фран­ции, Анг­лии и др. стра­нах (в Рос­сии – с 18 в.), дос­тиг­нув сво­его рас­цве­та в 18 в. М. ис­поль­зо­ва­лась для ук­ра­ше­ния по­лов, ме­бе­ли, соз­да­ния на­стен­ных пан­но. Раз­но­вид­но­стью М. яв­ля­ет­ся т. н. пар­кет­ри – тех­ни­ка, в ко­то­рой соз­да­ют­ся гео­мет­ри­че­ски пра­виль­ные узо­ры (в от­ли­чие от кри­во­ли­ней­но­го ри­сун­ка М.). Франц. мас­тер А. Ш. Буль, соз­да­вая ме­бель для Вер­са­ля, обо­га­тил М. встав­ка­ми из ме­ди, оло­ва, пер­ла­мут­ра, ла­ту­ни, се­реб­ра и че­ре­па­хо­во­го пан­ци­ря, эбе­но­во­го де­ре­ва. Тех­ни­ка М. со­хра­ня­ла по­пу­ляр­ность в 19–20 вв., её ис­поль­зо­ва­ли мас­те­ра сти­лей мо­дерн (Э. Гал­ле, Л. Ма­жо­рель) и ар де­ко (Ж. Э. Руль­манн).

Лит.: Ме­лик­се­тян А. С. Мо­заи­ка из де­ре­ва. М., 1969; Hawkins D. The technique of wood surface decoration. L., 1986; Ramond P. Mas­terpieces of marquetry. Los Ang., 2000. Vol. 1–3; Tay­lor Z. Marquetry and inlay handbook. N. Y., 2002; French marquetry furniture: paintings in wood / Ed. Y. Chastang. 2nd ed. L., 2008; Kopf S. A marquetry odyssey: histo­rical ob­jects and personal work. L., 2008.

Вернуться к началу