БРЁЙЕР МАРСЕЛЬ ЛАЙОШ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРЁЙЕР (Breuer) Марсель Лайош (21 или 22.5.1902, Печ – 1.7.1981, Нью-Йорк), венг. и амер. дизайнер и архитектор. Учился в Баухаузе в Веймаре и Дессау (1920–28) у Й. Иттена и Й. Цахмана, c 1926 руководил столярной мастерской (там же). Работал в Берлине (1928–33), чл. Союза нем. архитекторов (1931–33). Совершил путешествие по странам Европы и Сев. Африки. После прихода нацистов к власти работал в Будапеште (1933–35) с архитекторами Ф. Мольнаром и Й. Фишером; в 1935–37 жил в Лондоне, с 1937 – в США. В 1937–41 сотрудничал с В. Гропиусом; в 1946 открыл архит. бюро в Нью-Йорке (совм. с Х. Бекхардом и др.) и в Париже; в 1947 посетил Юж. Америку. Представитель интернационального стиля и один из крупнейших дизайнеров 20 в., Б. создал новый тип мебели из хромированных металлич. трубок, в т. ч. знаменитое кресло «Василий» (1925) для В. В. Кандинского, серии мебели из алюминия (затем из дерева; 1933–36). Оформлял интерьеры (дома Э. Пискатора и др. в Берлине, 1928–31; дома Гропиуса в штате Массачусетс, 1937–38). Первая самостоят. постройка – дом Харнишмахера в Висбадене (1932). Разрабатывал идею «городского центра будущего» (1935–37). Среди произведений Б. – павильон штата Пенсильвания на Всемирной выставке 1939 в Нью-Йорке (совм. с Гропиусом), собств. дом в штате Коннектикут (1947), здания – ЮНЕСКО в Париже (1953, совм. с П. Л. Нерви и Б. Г. Зерфюссом), посольства США в Гааге (1958), Музея амер. иск-ва Уитни (1966) и корпусов Технологич. ин-та (1969) в Нью-Йорке. В 1960-е гг. под влиянием Ле Корбюзье увлёкся пластич. возможностями архитектуры из бетона. Преподавал в Школе дизайна при Гарвардском ун-те (1937–46; проф.). Автор статей о проблемах совр. архитектуры и дизайна.