ХАЙ-ТЕ́К
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХАЙ-ТЕ́К (от англ. high-tech или hi-tech, сокр. от high technology – высокие технологии), стиль в архитектуре 1970–1980-х гг. Зародившись как реакция на кризис архит. модернизма, предложил развитие в сторону большего использования индустриальных, высокотехнологич. элементов в архит. проектировании. Иногда Х.-т. называют «поздним модернизмом», «структурным экспрессионизмом» или «продуктивизмом» (К. Фремптон). Считается предшественником постмодернизма, хотя фактически существовал одновременно с ним, причём на поздних этапах их стилистич. разделение затруднительно. Х.-т. также близок движению неофутуризма (возникло в 1960-е гг.). Влияние на формирование Х.-т. оказали визионерские проекты брит. группы «Аркигрэм» («Archigram») 1960-х гг. и инженерно-архит. эксперименты Р. Б. Фуллера.
Для зданий в стиле Х.-т. характерно подчёркнутое обнажение не только их конструкции, но и технич. «начинки». Один из первых примеров – Центр Помпиду в Париже (1977, архитекторы Р. Роджерс, Р. Пиано), где эскалаторы, трубы инж. коммуникаций, каркас вынесены на фасад и стали гл. средством создания архит. образа. Соединение стали и стекла – характерный признак стиля Х.-т., как и использование модульных и пром. элементов. Наибольший вклад в развитие Х.-т. внесли англ. архитекторы Роджерс (небоскрёб компании «Ллойд» в Лондоне) и Н. Фостер (башня HSBC в Гонконге, оба 1986). Также к Х.-т. обращались амер. проектировщики Ф. Р. Хан и Б. Грэм, Кэндзо Тангэ (здание компании «Фудзи ТВ» в Токио, 1996), нем. архитекторы Р. Шюлер, У. Шюлер-Витте, Х. Ян, итал. архитектор Дж. Лафуэнте. В нач. 21 в. эстетику Х.-т. развивают англ. архитекторы М. Хопкинс, Н. Гримшоу, Фостер.