ПИА́НО ПЬЯНО РЕНЦО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИА́НО, Пьяно (Piano) Ренцо (р. 14.9.1937, Генуя), итал. архитектор. Родился в семье строителя. Окончил Политехнич. ун-т в Милане (1964). В 1965–70 работал в мастерских архитекторов Ф. Альбини в Милане, Л. Кана в Филадельфии (где познакомился с Ж. Пруве), З. С. Маковски в Лондоне, также испытал влияние Р. Б. Фуллера, П. Л. Нерви. Изучал мембранные и др. облегчённые конструкции (павильон итал. пром-сти на Всемирной выставке в Осаке, 1969–70, и др.). В 1971 вместе с Р. Роджерсом выиграл конкурс на проект Национального центра искусства и культуры имени Ж. Помпиду в Париже (1971–77, инж. П. Райс) – одного из первых в истории зданий в стиле хай-тек, одновременно являвшегося «пародией» на совр. увлечение новыми технологиями. В 1980 основал собств. мастерскую в Париже. Ключевые темы его творчества – связь интерьера здания с его окружением (через большие площади остекления, естеств. освещение, вентиляцию и т. д.), принципы экологич. архитектуры, внимание к контексту (использование местных материалов, «ремесленных» приёмов и пр.), а также применение новаторских конструктивных решений и технологий ради большей образности и эффективности проекта – проявились в здании Музея коллекции Менил в Хьюстоне (1986, инж. Райс), где небольшие павильоны с обшитыми досками фасадами напоминают соседние жилые дома, а кровля из косо закреплённых на металлич. каркасе «листьев» из армоцемента фильтрует солнечный свет и жар, обеспечивая наилучшее освещение и темп-ру в выставочных залах. В галерее худ. С. Туомбли (1995) этого же музея играющая ту же роль кровля состоит из металлич. каркаса, механич. солнцезащитных экранов и остекления, а в интерьере потолки затянуты тканью. Этот метод, дающий оптимальное освещение для экспонатов, в сочетании со сдержанным, детально продуманным оформлением интерьеров П. применил и во многих др. музейных зданиях (фонда Байелера в Риене в Швейцарии, 1997; в корпусе совр. иск-ва Чикагского ин-та искусств, 2005–09; реконструкции Б-ки Моргана в Нью-Йорке, 2003–06, и др.). Однако снаружи такие сооружения могут иметь подчёркнуто эффектный облик (волнообразные перекрытия Центра П. Клее в Берне, 2005; стеклянный «парус» кровли Музея Аструп – Фернли в Осло, 2012, и др.). В спортивных и транспортных сооружениях новаторская конструкция выступает на первый план: стадион Сан-Никола в Бари из модульных бетонных элементов (1990, инж. Райс), терминал аэропорта Кансай в Осаке с профилем перекрытий, направляющим возд. потоки без использования вентиляц. коробов (1994, инженеры Райс, Т. Баркер; самый длинный в мире, 1,7 км). В здании Калифорнийской АН в Сан-Франциско (2006–08) использование засаженной зеленью крыши, фотоэлектрич. элементов, естеств. вентиляции, системы сбора дождевой воды и др. принципов экологич. архитектуры значительно сократило затраты ресурсов на его эксплуатацию. Ради соответствия контексту Культурный центр им. Ж. М. Тжибау в г. Нумеа (1998; см. илл. к статье о городе) повторяет формы традиц. дерев. хижин и содержит элементы символич. системы канаков, а ц. Падре-Пио в Сан-Джованни-Ротондо в Италии (2004) полностью возведена из местного камня, включая поддерживающую кровлю арку с пролётом более 50 м. Высотные здания П. снабжены внешними солнцезащитными экранами, зрительно размывающими их очертания («Аврора-плейс» в Сиднее, 2000; башня «Нью-Йорк таймс билдинг» в Нью-Йорке, 2007). Среди градостроит. работ П. – реконструкции завода «Fiat» в Линготто, близ Турина (1988–2002), р-на Потсдамер-платц в Берлине (2000), зоны Старого порта в Генуе (1992–2004), квартал Сите-Энтернасьональ в Лионе (1986–2006).