НАЦИОНА́ЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИСКУ́ССТВА И КУЛЬТУ́РЫ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАЦИОНА́ЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИСКУ́ССТВА И КУЛЬТУ́РЫ имени Ж. Помпиду (Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou) в Париже, междисциплинарный музейный, научно-исследовательский, творческий и выставочный центр. Открыт в 1977 и включает неск. организаций. Создан по инициативе президента Франции Ж. Помпиду с намерением объединить под одной крышей все виды совр. иск-ва и вернуть Парижу отчасти утраченную во 2-й пол. 20 в. роль худож. столицы мира. Здание Центра (1972–77, архитекторы Р. Роджерс, Р. Пиано, инженеры П. Райс, Э. Хапполд) в квартале Маре стало знаковым произведением совр. архитектуры, одним из первых сооружений в стиле хай-тек: его несущий каркас и элементы инфраструктуры (эскалаторы, трубы вентиляции и пр.) вынесены на фасады (здание реставрировано в 1997–99).
В составе Центра – Национальный музей современного искусства – Центр промышленного творчества (Musée national d’art moderne – Centre de création industrielle, MNAM / CCI), одно из крупнейших в мире (наряду с Музеем современного искусства в Нью-Йорке) собраний иск-ва 20 – нач. 21 вв. Предыстория музея восходит к 1818, когда был создан Люксембургский музей (см. Люксембургский дворец) с коллекцией произведений совр. мастеров (в Лувр картины живущих в то время художников не допускались). С 1937 коллекция совр. франц. иск-ва размещалась в парижском Дворце Токио. Музей совр. иск-ва в этом дворце открылся в 1947; с 1977 перемещён в Центр Помпиду. Экспозиция делится на 2 части: с 1905 по 1960 и с 1960 до наших дней. В основу коллекции легли дары крупнейших художников и скульпторов (П. Пикассо, Ж. Брака, А. Матисса, С. Делоне, М. З. Шагала, К. Брынкуши) и коллекционеров (Л. и М. Лейри, Д. Кордье и др.); позднее она пополнилась полученными по завещанию работами Ж. Руо, В. В. Кандинского, А. Матисса и др. Коллекция включает произведения авангардистского иск-ва (живопись, скульптура и графика, от фовизма, кубизма и др. направлений нач. 20 в. до новейшего иск-ва) Франции и др. стран Европы (в т. ч. России), США, Японии. В 1992 музей объединён с Центром пром. творчества (основан в 1969) с его собранием архит. чертежей, рисунков, планов, моделей (от венского модерна, Баухауза, рус. конструктивизма до современности), которые экспонируются на врем. выставках, а также образцов дизайна, фотографии, кино, медиаискусств. В состав музея входят также мастерская Брынкуши (с 1956, с 1997 в отд. здании, примыкающем к Центру, 1992–96, арх. Р. Пиано), Б-ка Кандинского, посвящённая иск-ву 20 в. (в основе – личная библиотека художника). Музей ведёт большую н.-и. и выставочную деятельность. Центр располагает театром, концертными залами, в которых показываются эксперим. драматические, оперные и балетные постановки, а также кинотеатрами «Studio 5» и «Salle Garance».
В 1977 в отд. здании (1973–90, арх. Р. Пиано) открыт Институт исследований и координации музыкально-акустических проблем (Institut de recherche et coordination Acoustique/ Musique, IRCAM), н.-и. и творч. организация, специализирующаяся в области совр. муз. технологий (с 1977 в рамках Центра). До 1992 её директором был П. Булез. С 1995 ин-т является партнёром Национального центра научных исследований в междисциплинарном проекте «Науки и технологии музыки и звука» («Sciences et technologies de la musique et du son»).
В составе Центра также общедоступная Публичная информац. б-ка (Bibliothèque publique d’information, BPI; основана в 1976; книжный фонд, слайды, видеоматериалы, медиатека с учебными программами на 95 языках), Отдел культурного развития (с 1992, издательская, радиовещательная, образовательная и др. деятельность, с 1999 в ведении отдела находятся медиаискусства). Рядом со зданием Центра – расположенный на пл. Стравинского «Фонтан Стравинского» (1983, по проекту Ж. Тенгели и Н. де Сен-Фаль).
В 2010 филиал Центра открыт в г. Мец («Центр Помпиду – Мец», здание 2006–2009, арх. Сигеру Бан, в русле неомодернизма).