Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАЦИОНА́ЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИСКУ́ССТВА И КУЛЬТУ́РЫ

Фото П. С. Павлинова Национальный центр искусства и культуры имени Ж. Помпиду в Париже. 1972–77. Архитекторы Р. Роджерс, Р. Пиано, инженеры П. Райс, Э. Хапполд (здание реставрировано в 1997–99).

НАЦИОНА́ЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИСКУ́ССТВА И КУЛЬТУ́РЫ имени Ж. Помпиду (Cen­tre national d’art et de cul­ture Georges-Pompidou) в Па­ри­же, меж­дис­ци­п­ли­нар­ный му­зей­ный, на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский, твор­че­ский и вы­ста­воч­ный центр. От­крыт в 1977 и вклю­ча­ет неск. ор­га­ни­за­ций. Соз­дан по ини­циа­ти­ве пре­зи­ден­та Фран­ции Ж. Пом­пи­ду с на­ме­ре­ни­ем объ­е­ди­нить под од­ной кры­шей все ви­ды совр. иск-ва и вер­нуть Па­ри­жу от­час­ти ут­ра­чен­ную во 2-й пол. 20 в. роль ху­дож. сто­ли­цы ми­ра. Зда­ние Цен­тра (1972–77, ар­хи­тек­то­ры Р. Род­жерс, Р. Пиа­но, ин­же­не­ры П. Райс, Э. Хап­полд) в квар­та­ле Ма­ре ста­ло зна­ко­вым про­из­ве­де­ни­ем совр. ар­хи­тек­ту­ры, од­ним из пер­вых со­ору­же­ний в сти­ле хай-тек: его не­су­щий кар­кас и эле­мен­ты ин­фра­струк­ту­ры (эс­ка­ла­то­ры, тру­бы вен­ти­ля­ции и пр.) вы­не­се­ны на фа­са­ды (зда­ние рес­тав­ри­ро­ва­но в 1997–99).

В со­ста­ве Цен­тра – На­цио­наль­ный му­зей со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва – Центр про­мыш­лен­но­го твор­че­ст­ва (Musée national d’art moderne – Centre de création industrielle, MNAM / CCI), од­но из круп­ней­ших в ми­ре (на­ря­ду с Му­зе­ем со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва в Нью-Йор­ке) со­б­ра­ний иск-ва 20 – нач. 21 вв. Пре­дыс­то­рия му­зея вос­хо­дит к 1818, ко­гда был соз­дан Люк­сем­бург­ский му­зей (см. Люк­сем­бург­ский дво­рец) с кол­лек­ци­ей про­из­ве­де­ний совр. мас­те­ров (в Лувр кар­ти­ны жи­ву­щих в то вре­мя ху­дож­ни­ков не до­пус­ка­лись). С 1937 кол­лек­ция совр. франц. иск-ва раз­ме­ща­лась в па­риж­ском Двор­це То­кио. Му­зей совр. иск-ва в этом двор­це от­крыл­ся в 1947; с 1977 пе­ре­ме­щён в Центр Пом­пи­ду. Экс­по­зи­ция де­лит­ся на 2 час­ти: с 1905 по 1960 и с 1960 до на­ших дней. В ос­но­ву кол­лек­ции лег­ли да­ры круп­ней­ших ху­дож­ни­ков и скульп­то­ров (П. Пи­кас­со, Ж. Бра­ка, А. Ма­тис­са, С. Де­ло­не, М. З. Ша­га­ла, К. Брын­ку­ши) и кол­лек­цио­не­ров (Л. и М. Лей­ри, Д. Кор­дье и др.); позд­нее она по­пол­ни­лась по­лу­чен­ны­ми по за­ве­ща­нию ра­бо­та­ми Ж. Руо, В. В. Кан­дин­ско­го, А. Ма­тис­са и др. Кол­лек­ция вклю­ча­ет про­из­ве­де­ния аван­гар­ди­ст­ско­го иск-ва (жи­во­пись, скульп­ту­ра и гра­фи­ка, от фо­виз­ма, ку­биз­ма и др. на­прав­ле­ний нач. 20 в. до но­вей­ше­го иск-ва) Фран­ции и др. стран Ев­ро­пы (в т. ч. Рос­сии), США, Япо­нии. В 1992 му­зей объ­е­ди­нён с Цен­тром пром. твор­че­ст­ва (ос­но­ван в 1969) с его со­б­ра­ни­ем ар­хит. чер­те­жей, ри­сун­ков, пла­нов, мо­де­лей (от вен­ско­го мо­дер­на, Бау­хау­за, рус. кон­ст­рук­ти­виз­ма до со­вре­мен­но­сти), ко­то­рые экс­по­ни­ру­ют­ся на врем. вы­став­ках, а так­же об­раз­цов ди­зай­на, фо­то­гра­фии, ки­но, ме­диа­и­скусств. В со­став му­зея вхо­дят так­же мас­тер­ская Брын­ку­ши (с 1956, с 1997 в отд. зда­нии, при­мы­каю­щем к Цен­тру, 1992–96, арх. Р. Пиа­но), Б-ка Кан­дин­ско­го, по­свя­щён­ная иск-ву 20 в. (в ос­но­ве – лич­ная биб­лио­те­ка ху­дож­ни­ка). Му­зей ве­дёт боль­шую н.-и. и вы­ста­воч­ную дея­тель­ность. Центр рас­по­ла­га­ет те­ат­ром, кон­церт­ны­ми за­ла­ми, в ко­то­рых по­ка­зы­ва­ют­ся экс­пе­рим. дра­ма­ти­че­ские, опер­ные и ба­лет­ные по­ста­нов­ки, а так­же ки­но­те­ат­ра­ми «Studio 5» и «Salle Garance».

В 1977 в отд. зда­нии (1973–90, арх. Р. Пиа­но) от­крыт Ин­сти­тут ис­сле­до­ва­ний и ко­ор­ди­на­ции му­зы­каль­но-аку­сти­че­ских про­блем (Ins­ti­tut de recherche et coordination Acoustique/ Musique, IRCAM), н.-и. и творч. ор­га­ни­за­ция, спе­циа­ли­зи­рую­щая­ся в об­лас­ти совр. муз. тех­но­ло­гий (с 1977 в рам­ках Цен­тра). До 1992 её ди­рек­то­ром был П. Бу­лез. С 1995 ин-т яв­ля­ет­ся парт­нёром На­цио­наль­но­го цен­тра на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний в меж­дис­ци­п­ли­нар­ном про­ек­те «Нау­ки и тех­но­ло­гии му­зы­ки и зву­ка» («Sciences et technologies de la musique et du son»).

В со­ста­ве Цен­тра так­же об­ще­дос­туп­ная Пуб­лич­ная ин­фор­мац. б-ка (Biblio­thèque publique d’information, BPI; ос­но­ва­на в 1976; книж­ный фонд, слай­ды, ви­део­ма­те­риа­лы, ме­диа­те­ка с учеб­ны­ми про­грам­ма­ми на 95 язы­ках), От­дел куль­тур­но­го раз­ви­тия (с 1992, из­да­тель­ская, ра­дио­ве­ща­тель­ная, об­ра­зо­ва­тель­ная и др. дея­тель­ность, с 1999 в ве­де­нии от­де­ла на­хо­дят­ся ме­диа­и­скус­ст­ва). Ря­дом со зда­ни­ем Цен­тра – рас­по­ло­жен­ный на пл. Стра­вин­ско­го «Фон­тан Стра­вин­ско­го» (1983, по про­ек­ту Ж. Тен­ге­ли и Н. де Сен-Фаль).

В 2010 фи­ли­ал Цен­тра от­крыт в г. Мец («Центр Пом­пи­ду – Мец», зда­ние 2006–2009, арх. Си­ге­ру Бан, в рус­ле не­омо­дер­низ­ма).

Вернуться к началу