ТЕНГЕЛИ́ ТЭНГЛИ ЖАН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕНГЕЛИ́, Тэнгли (Tinguely) Жан (22.5.1925, Фрибур – 30.8.1991, Берн), швейц. скульптор и живописец. Муж Н. де Сен-Фаль. Учился в Школе прикладных искусств в Базеле (1941–45). Испытал влияние К. Швиттерса и сюрреализма; в абстрактной живописи пытался реализовать идею динамич. комбинаторики в «нескончаемых картинах». После переезда в Париж (ок. 1953) стал одним из основоположников кинетического искусства, создавая серии рельефов и пространственных конструкций, элементы которых приводятся в движение скрытым механизмом («Мета-Малевич», «Мета-Кандинский», 1950-е гг.; «Тотем», «Балуба», 1960-е гг.). С целью представить в метафорич. форме парадоксы самоубийственной технич. цивилизации (одушевлённость машины и механизацию человеческого бытия) провёл ряд акций с саморазрушающимися машинами («В честь Нью-Йорка», показана перед зданием Музея совр. иск-ва в Нью-Йорке в 1960). В фонтанах использовал хитроумную гидравлику («Фонтан Стравинского» в Париже, совм. с Сен-Фаль, 1983, и др.). С 1980-х гг. в творчестве Т. всё чаще возникает тема смерти [«Пляска смерти» («Менгеле»), 1986, Музей Тенгели, Базель, и др.]. В поздней серии «Философы» скрипящие механизмы иронически соотносятся с «механикой» мыслительных абстракций («Г. В. Ф. Гегель», 1988, частное собрание, Женева).