Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАН ЛУИС ИСИДОР

Авторы: А. Н. Шукурова
Л. Кан. Унитаристская церковь в Рочестере. Интерьер. 1959-67.
Л. Кан. Кампус Индийского института менеджмента в Ахмадабаде (при участии архитектора Б. Доши). 1962–74.

КАН (Kahn) Лу­ис Иси­дор [20.2.1901, о. Эзель (ны­не о. Саа­ре­маа, Эс­то­ния) – 17.3.1974, Нью-Йорк], амер. ар­хи­тек­тор, пе­да­гог. В 1905 с семь­ёй эмиг­ри­ро­вал в США. Учил­ся в Шко­ле пром. иск-ва и на ар­хит. ф-те Пен­силь­ван­ско­го ун-та (1920–24; у П. Кре­та, пред­ста­ви­те­ля сти­ля бо­зар) в Фи­ла­дель­фии. Пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе (1928–29), ста­жи­ро­вал­ся в Амер. ака­де­мии в Ри­ме (1950–51). Ра­бо­тал в Фи­ла­дель­фии: на строи­тель­ст­ве Все­мир­ной вы­став­ки (1926), в мас­тер­ской Кре­та (1929–30), ар­хит. бю­ро; в 1943–48 гла­ва фир­мы «Kahn & Sto­no­rov» (про­ек­ты со­ци­аль­ных жи­лых ком­плек­сов, в т. ч. Милл-Крик, штат Пен­силь­ва­ния, 1946–62).

К 1960-м гг. К. вы­ра­бо­тал ин­ди­ви­ду­аль­ный под­ход к ар­хит. фор­мо­об­ра­зо­ва­нию [прин­ци­пы раз­де­ле­ния об­слу­жи­вае­мо­го и об­слу­жи­ваю­ще­го про­странств, за­кры­тый план с т. н. пошé (раз­дель­ны­ми час­тя­ми) и др.], ос­но­ван­ный на мо­дер­ни­за­ции ме­то­дов по­строе­ния фор­мы, при­ме­няе­мых в сти­ле бо­зар. Твор­че­ст­во К. ока­за­лось свя­зан­ным с ме­ж­ду­нар. дви­же­ни­ем, ис­кав­шим аль­тер­на­ти­ву ин­тер­на­цио­наль­но­му сти­лю, хо­тя сам К. не про­явил стрем­ле­ния при­сое­ди­нить­ся к это­му сти­лю. Не­ко­то­рые его по­строй­ки близ­ки бру­та­лиз­му (в т. ч. ла­бо­ра­то­рии мед. ис­сле­до­ва­ний Ри­чар­дса в Пен­силь­ван­ском ун-те, 1957–61). В це­лом его стиль от­ли­ча­ет­ся стро­гой мо­ну­мен­таль­но­стью, со­че­та­ни­ем про­стых гео­мет­ризиров. эле­мен­тов (куб, ци­линдр), ис­поль­зо­ва­ни­ем эф­фек­тов ес­теств. све­та: ком­плекс Ин-та Дж. Сол­ка в Ла-Хо­лье (1959–65), уни­та­ри­ст­ская цер­ковь и шко­ла в Ро­че­сте­ре (1959–67), Ху­дож. му­зей Ким­бел­ла в Форт-Уэр­те (1966–72), б-ка Ака­де­мии Фил­лип­са в Эк­се­те­ре (штат Нью-Гэмп­шир) (1966–72), Центр бри­тан­ско­го иск-ва в Йель­ском ун-те в Нью-Хей­ве­не (1969–77). С 1962 К. ра­бо­тал над строи­тель­ст­вом круп­ных объ­ек­тов в Азии (пра­ви­тельств. ком­плекс в Дак­ке, Инд. ин-т ме­недж­мен­та в Ах­ма­да­ба­де, Центр пла­ни­ро­ва­ния се­мьи в Кат­ман­ду и др.). С 1947 К. пре­по­да­вал в Йель­ском ун-те (Нью-Хей­вен), с 1957 проф. Пен­силь­ван­ско­го ун-та. Ока­зал боль­шое влия­ние на мо­ло­дое по­ко­ле­ние ар­хи­тек­то­ров, в т. ч. на бу­ду­щих по­ст­мо­дер­ни­стов т. н. фи­ла­дель­фий­ской груп­пы (Р. Вен­ту­ри и др.).

Соч.: The notebooks and drawings. Phil., 1962; What will be has always been. N. Y., 1986; Buil­dings and projects. N. Y.; L., 1987. Vol. 1–7; Wri­tings, lectures, interviews. N. Y., 1991.

Лит.: Scully V. J. L. I. Kahn. N. Y., 1962; Giur­gola R., Mehta J. L. I. Kahn. Boulder, 1975; Ko­mendant A. E. 18 jears with architect L. I. Kahn. Englewood, 1975; Tyng A. Beginnings: L. I. Kahn’s philosophy of architecture. N. Y., 1984; Ря­бу­шин АВ., Шу­ку­ро­ва А. Н. Твор­че­ские про­ти­во­ре­чия в но­вей­шей ар­хи­тек­ту­ре За­па­да. М., 1986; Loud P. C. The art museums of L. I. Kahn. Durham, 1989; Brownlee DB., De Long D. G. L. I. Kahn: in the realm of architecture. Los Ang.; N. Y., 1991; Bütti­ker U. L. I. Kahn: Licht und Raum. Basel; Bos­ton, 1993; McCarter R. L. I. Kahn. L.; N. Y., 2005.

Вернуться к началу