Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

А́РКА

Авторы: О. Г. Кумпяк, Г. К. Смирнов
Рис. 1. Типы арок: 1 – полуциркульная; 2 – ползучая; 3 – килевидная; 4 – подковообразная; 5 – трёхлопастная; 6 – многолопастная.

А́РКА (от лат. arcus – ду­га, из­гиб), кри­во­ли­ней­ная кон­ст­рук­ция с вы­пук­ло­стью, об­ра­щён­ной обыч­но вверх (в сто­ро­ну осн. на­груз­ки). При­ме­ня­ет­ся для пе­ре­кры­тия про­ёма в сте­не или про­стран­ст­ва ме­ж­ду опо­ра­ми (стол­ба­ми, ко­лон­на­ми, пи­ло­на­ми), а так­же в ка­че­ст­ве осн. не­су­щей кон­ст­рук­ции по­кры­тий зда­ний боль­ших про­лё­тов, про­лёт­ных строе­ний мос­тов и др. Кон­цы А. (пя­ты) опи­ра­ют­ся на не­под­виж­ные опо­ры или под­виж­ные (шар­нир­ные), но свя­зан­ные ме­ж­ду со­бой за­тяж­ка­ми. По фор­ме раз­ли­ча­ют (рис. 1) А.: по­лу­круг­лые, или по­лу­цир­куль­ные (наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ный тип), под­ко­во­об­раз­ные (рас­про­стра­не­ны в ар­хи­тек­ту­ре араб. стран), ки­ле­вид­ные, мно­го­ло­па­ст­ные, пол­зу­чие (с опо­ра­ми на раз­ной вы­со­те), стрель­ча­тые (ха­рак­тер­ны для ар­хи­тек­ту­ры го­ти­ки) и др. По кон­ст­рук­тив­ной схе­ме раз­ли­ча­ют А. бес­шар­нир­ные, двух- и трёх­шар­нир­ные (рис. 2). Под на­груз­кой А. ра­бо­та­ют гл. обр. на сжа­тие и в от­ли­чие от бал­ки пе­ре­да­ют на опо­ры не толь­ко вер­ти­каль­ные на­груз­ки, но и рас­пор (го­ри­зон­таль­ное дав­ле­ние), ко­то­рый га­сит­ся опо­ра­ми, за­тяж­кой, контр­фор­са­ми. В за­ви­си­мо­сти от раз­ме­ра про­лё­та, на­груз­ки и на­зна­че­ния А. вы­пол­ня­ют из кам­ня, же­ле­зо­бе­то­на, ме­тал­ла, де­ре­ва.

Рис. 2. Расчётные схемы арок: а – бесшарнирная; б – двухшарнирная; в – трёхшарнирная.

А. яв­ля­ет­ся од­ной из древ­ней­ших стро­ит. кон­ст­рук­ций. Ка­мен­ные А., вы­пол­нен­ные из тё­са­ных кли­но­об­раз­ных кам­ней, впер­вые поя­ви­лись в 3-м тыс. до н. э. в зод­че­ст­ве Древ­не­го Вос­то­ка (Еги­пет, Ме­со­по­та­мия). Столь ран­нее их по­яв­ле­ние объ­яс­ня­ет­ся от­сут­ст­ви­ем в этих стра­нах де­ре­ва, при­год­но­го для уд­ли­нён­ных ба­лоч­ных пе­ре­кры­тий. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние ароч­ные кон­ст­рук­ции по­лу­чи­ли в Древ­нем Ри­ме (в зда­ни­ях, ак­ве­ду­ках, три­ум­фаль­ных ар­ках и т. п.). Ви­до­из­ме­ня­ясь в со­от­вет­ст­вии с тре­бо­ва­ния­ми сти­ля, А. ос­та­лась важ­ным эле­мен­том зод­че­ст­ва и в даль­ней­шем. От­дель­но стоя­щие ар­ки три­ум­фаль­ные или А., свя­зан­ные со зда­ни­ем (напр., А. зда­ния Гл. шта­ба в С.-Пе­тер­бур­ге), оп­ре­де­ля­ют ино­гда ха­рак­тер ар­хит. ан­самб­ля. А. сквоз­ной (ре­шёт­ча­той) кон­ст­рук­ции на­зы­ва­ют­ся ароч­ной фер­мой.

Лит.: Берн­гард В. Р. Ар­ки и сво­ды. СПб., 1901; Гри­цев­ский Б. П., Ко­ни­ков А. С. Зда­ния и их ар­хи­тек­тур­ные кон­ст­рук­ции. М., 1951.

Вернуться к началу