КО́ВКА ХУДО́ЖЕСТВЕННАЯ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ВКА ХУДО́ЖЕСТВЕННАЯ, вид декоративно-прикладного искусства, произведения которого создаются способом ковки. С 4–3-го тыс. до н. э. в Египте, Месопотамии, Малой Азии известна К. х. меди и метеоритного железа; индейцы Сев. и Юж. Америки знали К. х. самородного железа. В 1-м тыс. до н. э. сложилось иск-во кузнецов Европы, Азии и Африки, обрабатывавших сыродутное железо, медь, серебро, золото; переворот в иск-ве К. х. связан с распространением стали.
Средние века – время расцвета кузнечного мастерства: виртуозно, с тонкими деталями выковывались утварь, оружие, доспехи, украшения, бытовые предметы (молотки, замки, канделябры, флюгера и т. д.), решётки, двери, ворота; изделия украшались рельефами, просечным узором, насечкой, росписью. Романские решётки 11–12 вв. собирали из вертикальных прутьев; промежутки между ними заполнялись симметрично расположенными плоскими спиралями, 4-лепестковыми листьями клевера и др. узорами. В иск-ве готики растит. орнамент решёток часто покрывался позолотой. В эпоху Ренессанса в Италии, когда широкое развитие получает строительство особняков для знати, появляются ограды, решётки для балконов и интерьеров, разл. декоративные металлич. элементы, предназначенные для украшения частных садов и парков. Мн. города стали центрами кузнечного ремесла: в Дамаске, Милане, Аугсбурге производилось оружие, в Нюрнберге и Венеции – бытовые изделия, в Толедо и Праге – решётки, в Герате и Мосуле – утварь. В 17–18 вв. были созданы знаменитые шедевры К. х. значит. масштаба (ограды, ворота, фонари) для Версаля, Парижа, Нанси.
К. х. была широко распространена в Древней Руси. Кузнецы участвовали в строительстве соборов в Новгороде, Пскове и др. городах, создавали решётки для окон, парадные ворота, двери с накладными цветами, витыми ручками, узорчатые кресты на вершинах церквей. Традиции К. х. сохранялись вплоть до 19 в. в работах тульских оружейников и в нар. иск-ве (пряжки, дверные замки, светцы, крюки). В 18 – нач. 19 вв. К. х. сыграла значит. роль в создании облика С.-Петербурга (решётки мостов и набережных, парков и дворцов; ограда Летнего сада со стороны Невы), Царского Села и др. дворцово-парковых ансамблей. В иск-ве барокко в России практиковалось сложное чередование элементов с использованием растит. мотивов, с эффектом перспективы, разрушающей единую плоскость ограды. В период классицизма создавались целые пространственные композиции из металла на балконах, оградах особняков.
На рубеже 19–20 вв. К. х. широко использовалась в архитектуре модерна (в европ. странах и в России); нередко рисунок с решёток переходил на стену дома и далее в камне или гипсе развивался по фасаду. С появлением прокатного и кузнечно-штампованного производств ручная К. х. вытеснялась штамповкой и литьём. В 20 – нач. 21 вв. возрождается интерес к ручной К. х. как в России, так и в др. странах.