Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИГРУ́ШКА

Авторы: А. У. Греков
«Свистульки». Глина, ангоб, роспись. 1980-е гг. Остров Мальорка (Испания). Частное собрание.

ИГРУ́ШКА, пред­мет, ис­поль­зую­щий­ся гл. обр. в дет­ских иг­рах, пред­на­зна­чен­ный для за­ба­вы, обу­че­ния, эс­те­тич. вос­пи­та­ния и раз­ви­тия де­тей. И. об­ла­да­ет обоб­щён­ны­ми ти­пич. свой­ст­ва­ми вос­про­из­во­ди­мо­го объ­ек­та, обес­пе­чи­ва­ет ими­та­цию со­от­вет­ст­вую­щих дей­ст­вий с ним; ей в боль­шой ме­ре при­су­щи ус­лов­ность, ла­ко­низм, по­рой и жиз­не­по­до­бие. Зна­че­ние И. как сред­ст­ва пси­хич. раз­ви­тия тем боль­ше, чем ре­бё­нок млад­ше. В лю­бом воз­рас­те де­тям нуж­ны не толь­ко го­то­вые И., но и ма­те­риа­лы для соз­да­ния иг­ру­шек-са­мо­де­лок и ин­ст­ру­мен­ты для твор­че­ст­ва.

«Император» и «Императрица». Дерево, ткань, металл. Сер. 20 в. Из набора для Праздника девочек. Япония. Художественно-педагогический музей игрушки (Сергиев Посад).
«Ноев ковчег». Дерево, столярная работа, резьба, роспись. Нач. 20 в. Германия. Художественно-педагогический музей игрушки (Сергиев Посад).
«Щелкунчики». Дерево, резьба, роспись. Нач. 20 в. Швейцария, Германия, Россия (слева направо). Художественно-педагогический музей игрушки (Сергиев Посад).
«Барыни». Дерево, работа топором, роспись. Кон. 19 в. Гороховец (Владимирская губерния). Художественно-педагогический музей игрушки (Сергиев Посад).
«Веслообразная» кукла. Дерево, глина, окраска. Ок. 2000 до н. э. Древний Египет. Британский музей (Лондон).

Ти­по­ло­гия И. При­ня­то раз­ли­чать И. на­род­ную (как об­ря­до­вую, так и соб­ст­вен­но дет­скую), И.-са­мо­дел­ки, из­го­тов­ляе­мые са­ми­ми деть­ми, и про­мыш­лен­ную. И. клас­си­фи­ци­ру­ют­ся так­же по функ­ци­ям и сфе­рам при­ме­не­ния. И. для под­виж­ных и спор­тив­ных игр пред­став­ле­ны ка­тал­ка­ми, сер­со, биль­бо­ке, коль­цеб­ро­са­ми, воз­душ­ны­ми змея­ми, са­мо­ка­та­ми и др. И. для сю­жет­но-ро­ле­вых игр и игр-за­бав со­став­ля­ют наи­бо­лее мно­го­числ. груп­пы: к 1-й груп­пе от­но­сят­ся кук­лы, фи­гур­ки лю­дей и жи­вот­ных, пред­ме­ты для игр с ни­ми (ку­коль­ная ме­бель, по­су­да); ко 2-й – «дер­гун­чи­ки», мя­чи на ре­зин­ках, кру­тя­щие­ся на тур­ни­ках гим­на­сты, под­пры­ги­ваю­щие птич­ки, ля­гуш­ки, бо­даю­щие­ся коз­ли­ки и т. п. Ши­ро­ко из­вест­ны нар. И.-за­ба­вы из де­ре­ва, па­пье-ма­ше с хит­ро­ум­ны­ми уст­рой­ст­ва­ми (клюю­щие птич­ки, ка­ру­се­ли, дви­гаю­щие­ся де­рев. рез­ные И. и т. п.); так­же на­бо­ры фо­ку­сов и И.-сюр­при­зы. На­ря­ду с ме­ха­ни­че­ски­ми в совр. И.-за­ба­вах при­ме­ня­ют­ся элек­тро­тех­нич. и элек­трон­ные уст­рой­ст­ва. И. для ди­дак­тич. и по­зна­ва­тель­ных игр скон­ст­руи­ро­ва­ны с учё­том оп­ре­де­лён­ной обу­чаю­щей про­грам­мы, ко­то­рая ус­ваи­ва­ет­ся ре­бён­ком в про­цес­се иг­ры. Не­ко­то­рые И. раз­ра­бо­та­ны на ос­но­ве прин­ци­па са­мо­обу­че­ния (по­гре­муш­ки, пи­ра­мид­ки, вкла­ды­ши, мат­рёш­ки). К ди­дак­тич. И. от­но­сят­ся го­ло­во­лом­ки (напр., иг­руш­ки венг. инж. Э. Ру­би­ка), а так­же на­столь­ные и на­столь­но-пе­чат­ные иг­ры с пра­ви­ла­ми. И. для строи­тель­но-кон­ст­рук­тор­ских и тех­нич. игр объ­еди­ня­ют на­бо­ры строи­тель­ных де­та­лей, кон­ст­рук­то­ры, не­ко­то­рые ви­ды иг­ро­вых ору­дий тру­да, иг­ро­вые ау­дио­ви­зу­аль­ные сред­ст­ва и тех­нич. пред­ме­ты для дет­ско­го твор­че­ст­ва с ис­поль­зо­ва­ни­ем ме­ха­нич., маг­нит­ных, элек­трич., элек­трон­ных и др. уст­ройств. Те­ат­раль­ны­ми И. при­ня­то на­зы­вать кук­лы-пер­со­на­жи, «би-ба-бо», ма­рио­нет­ки; к ним при­над­ле­жат так­же на­бо­ры сю­жет­ных фи­гу­рок для ра­зыг­ры­ва­ния сце­нок по сказ­кам, бас­ням; де­ко­рац. пан­но на оп­ре­де­лён­ные те­мы, те­ат­раль­ные пе­ре­нос­ные сце­ны, те­не­вые те­ат­ры; маг­нит­ные, фла­не­ле­вые и др. уст­рой­ст­ва; те­ат­раль­ные кос­тю­мы и их эле­мен­ты, па­ри­ки и мас­ки. К му­зы­каль­ным от­но­сят­ся И., ими­ти­рую­щие по фор­ме и зву­ча­нию муз. ин­ст­ру­мен­ты, – дет­ские кси­ло­фо­ны, ме­тал­ло­фо­ны, цим­ба­лы, ор­ган­чи­ки, гар­мош­ки, ду­доч­ки, ба­ра­ба­ны, муз. шка­тул­ки, иг­ро­вые при­бо­ры для про­слу­ши­ва­ния муз. за­пи­сей на кар­точ­ках и кас­се­тах с маг­нит­ной лен­той и т. п. Празд­нич­но-кар­на­валь­ные И. пред­став­ле­ны ат­ри­бу­та­ми те­ат­ра­ли­зованных дет­ских и юно­ше­ских ше­ст­вий, свя­зан­ных с различными ис­то­рическими да­та­ми, празд­ни­ка­ми: мас­ки, шле­мы, про­шив­ные па­рич­ки, кар­на­валь­ные кос­тю­мы, флаж­ки, на­дув­ные ша­ры, гир­лянды, ёлоч­ные ук­ра­ше­ния.

«Конь». Глина, обжиг. 12–13 вв. Из раскопок славянского жилищана территории Коломенского кремля. Художественно-педагогический музей игрушки (Сергиев Посад).

Ис­то­ри­че­ский очерк. Пер­во­на­чаль­но мно­гие И. со­вме­ща­ли соб­ст­вен­но иг­ро­вые и ма­ги­че­ски-ри­ту­аль­ные функ­ции. Так, у сев.-амер. ин­дей­цев мяч, од­на из древ­ней­ших И., был од­но­вре­мен­но и свя­щен­ным пред­ме­том, оли­це­тво­ряв­шим солн­це, лу­ну, звёз­ды. Древ­ние ма­гические пред­став­ле­ния от­ра­зи­лись и в нар. от­но­ше­нии к кук­ле: она бы­ла свя­за­на с иде­ей жиз­ни (так, у чук­чей кук­ла вы­сту­па­ла за­ло­гом про­дол­же­ния ро­да), но так­же с куль­том умер­ших, вы­сту­пая в ка­че­ст­ве вме­сти­ли­ща ду­ши. У мн. на­ро­дов жен­щи­на, по­те­ряв­шая ре­бён­ка, из­го­тав­ли­ва­ла вме­сто не­го кук­лу и уха­жи­ва­ла за ней, как за жи­вым ре­бён­ком, ве­ря, что по­мо­га­ет ему ос­ваи­вать­ся в за­гроб­ном ми­ре. Бо­ясь, что в кук­лу все­лит­ся злой дух, на ней не обо­зна­ча­ли ли­ца, обе­ре­гая этим ре­бён­ка от злых сил. Обы­чай не рас­пи­сы­вать ли­цо кук­лы дол­го со­хра­нял­ся у мн. на­ро­дов, был рас­про­стра­нён в древ­ней­шие вре­ме­на и на Ру­си.

«Мальчик».Мастер Е. Е. Борисова. Древесно-бумажная масса, ткань. 1950-е гг. Фабрика имени 8 марта (Москва). Художественно-педагогический музей игрушки (Сергиев Посад).
«Няня с детьми». Мастер А. А. Мезрина. Глина, окраска, обжиг. Нач. 1930-х гг. Дымковская игрушка (г. Киров). Художественно-педагогический музей игрушки (Сергиев Посад).

Наи­бо­лее ран­ние И. (3–2-е тыс. до н. э.) най­де­ны в Егип­те (фи­гур­ки лю­дей из гли­ны, де­ре­ва и тка­ни, изо­бра­же­ния жи­вот­ных, ут­варь, мя­чи из ко­жи). Од­ним из осн. ти­пов егип. И. ста­ли де­ре­вян­ные «вес­ло­об­раз­ные» кук­лы с па­ри­ка­ми из гли­ня­ных ша­ри­ков. Ма­те­ри­алы ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний и письм. ис­точ­ни­ки да­ют пред­став­ле­ние о гли­ня­ных И. Древ­не­го Ки­тая 3 в. до н. э. (до­мик, руч­ная мель­ни­ца, пли­та, по­су­да). В ан­тич­но­сти И. ста­но­вит­ся бо­лее раз­но­об­раз­ной: по­яв­ля­ют­ся под­виж­ные кук­лы из тер­ра­ко­ты, ку­коль­ная по­су­да и ме­бель, по­гре­муш­ки, волч­ки, сви­стуль­ки, фи­гур­ки из кос­ти, оло­ва, ян­та­ря, де­ре­ва. В Древ­ней Гре­ции И. счи­та­ли важ­ным сред­ст­вом вос­пи­та­ния; здесь бы­ло ши­ро­ко раз­ви­то её ре­мес­лен­ное про­из­вод­ст­во. Боль­шую по­пу­ляр­ность при­об­рёл иг­ру­шеч­ный конь (без всад­ни­ка и с всад­ни­ком, за­пря­жён­ный в те­леж­ку или в ко­лес­ни­цу); ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли мя­чи, волч­ки и сер­со, спо­соб­ст­во­вав­шие фи­зическо­му раз­ви­тию, а так­же кук­лы-ма­рио­нет­ки. На тер­ри­то­рии Вост. Ев­ро­пы пер­вые И., най­ден­ные ар­хео­ло­га­ми, от­но­сят­ся к эпо­хе брон­зы. Из­вест­ны скиф­ские И.: всад­ни­ки и по­воз­ки из гли­ны (2 в. до н. э.). На тер­ри­то­рии Рос­сии и Ук­раи­ны древ­ней­шие И. от­но­сят­ся ко 2-му тыс. до н. э. (фать­я­нов­ская куль­ту­ра). По­гре­муш­ки и гли­ня­ные фи­гур­ки об­на­ру­же­ны при рас­коп­ках слав. го­ро­дищ Ср. Прид­не­про­вья (6–8 вв. н. э.). Гли­ня­ные фи­гур­ки лю­дей, ко­ней, птиц, раз­но­об­раз­ные сви­стуль­ки най­де­ны в Нов­го­ро­де, Кие­ве, Тве­ри, Мо­ск­ве, Ря­за­ни, Ра­до­не­же.

«Бирюльки». Мастера И. А. Шишкин, И. В. Сазонов. Дерево, токарная работа, окраска, полировка. Нач. 20 в. Деревни Богоденово, Малинки (Подольский уезд Московской губернии).

В ср.-век. Ев­ро­пе про­из­вод­ст­вом И. за­ни­ма­лись сто­ля­ры Ли­мо­жа (Фран­ция), рез­чи­ки по де­ре­ву в Руд­ных го­рах и ре­мес­лен­ни­ки Нюрн­бер­га (Гер­ма­ния). В во­ен. вос­пи­та­нии маль­чи­ков ис­поль­зо­ва­лась ры­цар­ская И. (ко­ни в рост де­тей, ры­цар­ское воо­ру­же­ние). Кук­лы по­сте­пен­но при­об­ре­та­ли всё бо­лее свет­ский ха­рак­тер, их оде­ж­да на­ча­ла от­ли­чать­ся рос­ко­шью. В 12–13 вв. по­яв­ля­ют­ся кук­лы, на­по­ми­наю­щие со­вре­мен­ные. И. для де­тей зна­ти де­ла­ли мас­те­ра вы­со­кой ква­ли­фи­ка­ции из цен­ных по­род де­ре­ва и др. до­ро­гих ма­те­риа­лов. И. для де­тей из низ­ших сло­ёв об­ще­ст­ва прак­ти­че­ски не со­хра­ня­лись; по всей ве­ро­ят­но­сти, это бы­ли И.-са­мо­дел­ки. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния из­го­тов­ля­лись кук­лы-ма­не­ке­ны, де­мон­ст­ри­рую­щие но­вые на­прав­ле­ния в оде­ж­де и при­чёс­ках, на­столь­ные иг­ры, те­ат­раль­ные и спор­тив­ные И. В 17 в. во мно­гих стра­нах Зап. Ев­ро­пы (осо­бен­но в Гол­лан­дии, Анг­лии, Гер­ма­нии) из­го­тов­ля­лись ку­коль­ные до­ма с пол­ной об­ста­нов­кой; они вы­пол­ня­лись из дра­го­цен­ных ма­те­риа­лов (се­реб­ро, фар­фор, сло­но­вая кость) и слу­жи­ли для ук­ра­ше­ния ин­терь­е­ра.

В 18–19 вв. скла­ды­ва­ют­ся цен­тры иг­ру­шеч­но­го про­из­вод­ст­ва Гер­ма­нии (Зон­не­берг, Нюрн­берг, Зайф­фен, Бер­хтес­га­ден) и Фран­ции (Ли­мож, Страс­бург). Пром. про­из-во И. на­ча­лось в Гер­ма­нии в 19 в. В 1880 в Нюрнбepге впер­вые в из­го­тов­ле­нии И. бы­ла при­ме­не­на штам­пов­ка, что да­ло воз­мож­ность уве­ли­чить про­из-во И. В кон. 19 – нач. 20 вв. был на­ла­жен вы­пуск тех­нич. И. – мо­де­лей разл. транс­порт­ных средств. Ши­ро­ко при­ме­ня­лись и строи­тель­ные на­бо­ры, идея соз­да­ния ко­то­рых при­над­ле­жа­ла нем. пе­да­го­гу Ф. Фре­бе­лю. В 1901 в Ве­ли­ко­бри­та­нии поя­вил­ся пер­вый ме­тал­лич. кон­ст­рук­тор. Сре­ди оп­тич. И. был по­пу­ля­рен т. н. вол­шеб­ный фо­нарь. Совр. про­из-во И. пред­став­ля­ет со­бой раз­ви­тую от­расль пром-сти. Зна­чит. ме­сто здесь за­ни­ма­ет тех­нич. И., бо́льшая часть ко­то­рой элек­три­фи­ци­ро­ва­на и ком­пь­ю­те­ри­зи­ро­ва­на; в кон. 20 – нач. 21 вв. ши­ро­кое раз­ви­тие по­лу­чи­ли все­воз­мож­ные элек­трон­ные И. В по­след­нее вре­мя боль­шой по­пу­ляр­но­стью поль­зу­ет­ся и ав­тор­ская уни­каль­ная кук­ла.

И. – не­отъ­ем­ле­мая часть нар. ис­кус­ст­ва. В Рос­сии су­ще­ст­ву­ют мно­го­числ. нар. про­мыс­лы по из­го­тов­ле­нию И.; наи­боль­шей из­вест­но­стью поль­зу­ют­ся бо­го­род­ская (Моск. обл.), се­мё­нов­ская, полх-май­дан­ская и го­ро­дец­кая (Ни­же­го­род­ская обл.) де­ре­вян­ная И.; дым­ков­ская (Ки­ров­ская обл.), аба­шев­ская (Пен­зен­ская обл.), фи­ли­мо­нов­ская (Туль­ская обл.), кар­го­поль­ская (Ар­хан­гель­ская обл.) гли­ня­ная И. К нар. И. при­мы­ка­ет И. са­мо­дея­тель­ная, ко­то­рая, од­на­ко, в от­ли­чие от на­род­ной, не об­ла­да­ет ус­той­чи­во­стью форм и об­ра­зов, не ори­ен­ти­ру­ет­ся на тра­ди­цию и не яв­ля­ет­ся про­из­ве­де­ни­ем кол­лек­тив­но­го твор­че­ст­ва.

Му­зей иг­руш­ки ос­но­ван в 1918 в Мо­ск­ве Н. Д. Бар­тра­мом (с 1931 – в За­гор­ске, ны­не Ху­до­же­ст­вен­но-пе­да­го­гич. му­зей иг­руш­ки РАО в Сер­гие­вом По­са­де).

Лит.: Иг­руш­ка, ее ис­то­рия и зна­че­ние. Сб. ст. / Под ред. Н. Д. Бар­тра­ма. М., 1912; Бар­трам Н. Д. От иг­руш­ки к дет­ско­му те­ат­ру. Л., 1925; он же. Из­бран­ные ста­тьи. Вос­по­ми­на­ния о ху­дож­ни­ке. М., 1979; Це­ре­тел­ли Н. М. Рус­ская кре­сть­ян­ская иг­руш­ка. М., 1933; Та­ра­нов­ская Н. В. Рус­ская на­род­ная иг­руш­ка. Л., 1964; Culff R. The world of toys. Feltham, 1969; Geist H. F. Spielzeug. Münch., 1971; Fraser A. A history of toys. L., 1972; Фле­ри­на Е. А. Иг­ра и иг­руш­ка. М., 1973; Бо­гу­слав­ская И. Я. Рус­ская гли­ня­ная иг­руш­ка. Л., 1975; она же. Дым­ков­ская иг­руш­ка. Л., 1988; она же. Рус­ская на­род­ная иг­руш­ка в со­б­ра­нии Го­су­дар­ст­вен­но­го Рус­ско­го му­зея. СПб., 2002; Мо­жае­ва Е. М. Рус­ские иг­ру­шеч­ные ко­ни. М., 1976; Fawdry K., Fawdry M. Pollock’s history of English dolls and toys. L., 1979; Дайн Г. Л. Рус­ская иг­руш­ка: Из кол­лек­ции Ху­до­же­ст­вен­но-пе­да­го­ги­че­ско­го му­зея иг­руш­ки АПН СССР, г. За­горск. М., 1987; O’Brien R. The story of American toys. N. Y., 1990; Bachmann M., Hansmann C. Das große Puppenbuch. Lpz., 1991; Рус­ская мат­реш­ка. М., 1995; Wagner B. G. Spielzeug aus dem Erzgebirge. Münch., 1998; Юри­на Н. Г. Кук­лы. М., 2002; Кук­лы ми­ра. М., 2003; Ertl R., Hibberd R. The art of the Russian matryoshka. Boulder, 2003; Augustyn F. J., Jr. Dictionary of toys and games in American popular culture. N. Y., 2004; Гол­дов­ский Б. П. Кук­лы: Эн­цик­ло­пе­дия. М., 2004; Гре­ков А. У. Ис­кус­ст­во за­пад­но­ев­ро­пей­ской иг­руш­ки. Сер­ги­ев По­сад, 2006.

Вернуться к началу