Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРЕ́БЕЛЬ ФPЁБЕЛЬ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ АВГУСТ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 603

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФРЕ́БЕЛЬ, Фpёбель (Fröbel) Фрид­рих Виль­гельм Ав­густ (21.4.1782, Обер­вайс­бах, Тю­рин­гия – 21.6.1852, Ма­ри­ен­таль, там же), нем. пе­да­гог, тео­ре­тик до­шко­ль­но­го вос­пи­та­ния. В 1799–1801 учил­ся в Йен­ском ун-те. В 1807–10 ра­бо­тал в ин-те И. Г. Пес­та­лоц­ци (Ивер­дон, Швей­ца­рия). В 1811–13 учил­ся в Гёт­тин­ген­ском и Бер­лин­ском ун-тах. В 1816 от­крыл своё пер­вое вос­пи­тат. уч­ре­ж­де­ние – Уни­вер­саль­ный гер­ман­ский вос­пи­тат. ин-т (дер. Грис­хайм, Тю­рин­гия), вос­пи­тат. про­цесс в ко­то­ром стро­ил­ся на ос­но­ве пе­да­го­гич. прин­ци­пов И. Г. Пес­та­лоц­ци. В 1826 из­дал кн. «Вос­пи­та­ние че­ло­ве­ка» – гл. труд, в ко­то­ром сис­те­ма­ти­че­ски из­ло­жил свои пе­да­го­гич. воз­зре­ния, по­лу­чив­шие кон­кре­ти­за­цию в его по­сле­дую­щих ра­бо­тах. В 1829 ин­сти­тут за­крыт из-за об­ви­не­ния Ф. в рас­про­стра­не­нии вред­ных идей. В 1833 воз­гла­вил си­рот­ский при­ют в Бург­дор­фе, ос­но­ван­ный Пес­та­лоц­ци, в ко­то­ром обу­ча­лись де­ти раз­но­го воз­рас­та, в т. ч. до­шко­ль­ни­ки. Про­во­дя с ни­ми экс­пе­рим. ра­бо­ту, оп­ре­де­лял со­дер­жа­ние и ме­то­ды вос­пи­та­ния де­тей до­шко­ль­но­го воз­рас­та. В 1837 ос­но­вал в Блан­кен­бур­ге уч­ре­ж­де­ние, ко­то­ро­му в 1840 дал назв. «дет­ский сад». Раз­ра­бо­тал тео­рию иг­ры, со­брал и ме­то­ди­че­ски про­ком­мен­ти­ро­вал под­виж­ные иг­ры, соз­дал зна­ме­ни­тые «Да­ры» – по­со­бие для раз­ви­тия на­вы­ков кон­ст­руи­ро­ва­ния в един­ст­ве с по­зна­ни­ем фор­мы, ве­ли­чи­ны, раз­ме­ров, про­стран­ст­вен­ных от­но­ше­ний. Для про­па­ган­ды сво­их идей в 1838–40 из­да­вал газ. «Вос­крес­ный лис­ток» под де­ви­зом «Бу­дем жить для на­ших де­тей», сб-ки пе­сен для де­тей, в 1851 вы­пус­тил «Жур­нал, со­дер­жа­щий из­ло­же­ние по­пы­ток Фрид­ри­ха Фре­бе­ля по про­ве­де­нию идеи раз­ви­ваю­ще-вос­пи­ты­ваю­ще­го об­ра­зо­ва­ния в це­лях все­сто­рон­не­го един­ст­ва жиз­ни». Из всех этих из­да­ний по­сле смер­ти Ф. его по­сле­до­вате­ля­ми под­го­тов­ле­на кн. «Пе­да­го­ги­ка дет­ско­го са­да» (в Рос­сии пе­ре­ве­де­на в 1913 под назв. «Дет­ский сад»). В 1851 по при­ка­зу вла­стей все дет­ские са­ды в Гер­ма­нии бы­ли за­пре­ще­ны как часть яко­бы со­циа­ли­стич. сис­те­мы Ф., имею­щей це­лью вес­ти юно­ше­ст­во к ате­из­му.

Ф. впер­вые в ис­то­рии до­шко­ль­ной пе­да­го­ги­ки дал це­ло­ст­ную, ме­то­ди­че­ски де­таль­но раз­ра­бо­тан­ную, ос­на­щён­ную прак­тич. по­со­бия­ми сис­те­му об­ществ. до­шко­ль­но­го вос­пи­та­ния, спо­соб­ст­во­вал вы­де­ле­нию до­шко­ль­ной пе­да­го­ги­ки в са­мо­сто­ят. об­ласть зна­ния. Сис­те­ма Ф. по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в др. стра­нах, в т. ч. в Рос­сии, где с 1870-х гг. соз­да­ва­лись Фре­бе­лев­ские об­ще­ст­ва.

Лит.: Шир­pеф Э. Жизнь Ф. Фре­бе­ля. 2-е изд. M., 1886; Schuffenhauer H. F. W. A. Fröbel. В., 1962; Гюн­тер К. X. Ф. Фре­бель // Пер­спек­ти­вы. 1984. № 2; Mче­дли­дзе H. Б. Пе­да­го­ги­че­ская дея­тель­ность и тео­рия Ф. Фре­бе­ля // Ис­то­рия до­шко­ль­ной пе­да­го­ги­ки / Под ред. Л. H. Лит­ви­на. 2-е изд. M., 1989.

Вернуться к началу