ФРЕ́БЕЛЬ ФPЁБЕЛЬ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ АВГУСТ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФРЕ́БЕЛЬ, Фpёбель (Fröbel) Фридрих Вильгельм Август (21.4.1782, Обервайсбах, Тюрингия – 21.6.1852, Мариенталь, там же), нем. педагог, теоретик дошкольного воспитания. В 1799–1801 учился в Йенском ун-те. В 1807–10 работал в ин-те И. Г. Песталоцци (Ивердон, Швейцария). В 1811–13 учился в Гёттингенском и Берлинском ун-тах. В 1816 открыл своё первое воспитат. учреждение – Универсальный германский воспитат. ин-т (дер. Грисхайм, Тюрингия), воспитат. процесс в котором строился на основе педагогич. принципов И. Г. Песталоцци. В 1826 издал кн. «Воспитание человека» – гл. труд, в котором систематически изложил свои педагогич. воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах. В 1829 институт закрыт из-за обвинения Ф. в распространении вредных идей. В 1833 возглавил сиротский приют в Бургдорфе, основанный Песталоцци, в котором обучались дети разного возраста, в т. ч. дошкольники. Проводя с ними эксперим. работу, определял содержание и методы воспитания детей дошкольного возраста. В 1837 основал в Бланкенбурге учреждение, которому в 1840 дал назв. «детский сад». Разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры, создал знаменитые «Дары» – пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространственных отношений. Для пропаганды своих идей в 1838–40 издавал газ. «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей», сб-ки песен для детей, в 1851 выпустил «Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе-воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни». Из всех этих изданий после смерти Ф. его последователями подготовлена кн. «Педагогика детского сада» (в России переведена в 1913 под назв. «Детский сад»). В 1851 по приказу властей все детские сады в Германии были запрещены как часть якобы социалистич. системы Ф., имеющей целью вести юношество к атеизму.
Ф. впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практич. пособиями систему обществ. дошкольного воспитания, способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоят. область знания. Система Ф. получила широкое распространение в др. странах, в т. ч. в России, где с 1870-х гг. создавались Фребелевские общества.