ДОШКО́ЛЬНАЯ ПЕДАГО́ГИКА
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОШКО́ЛЬНАЯ ПЕДАГО́ГИКА, отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Д. п. опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в Д. п. носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, детской психологии и возрастной физиологии.
В истории педагогич. мысли Д. п. долгое время не выделялась как самостоят. отрасль. Рассуждения большинства мыслителей древности о воспитании носили преим. общий характер, их замечания о ранних этапах возрастного развития представлены лишь отд. косвенными высказываниями. Это было связано с преобладавшей в обществ. сознании концепцией детства, которое вообще не выделялось в качестве отдельного этапа развития человека. Рассмотрение ребёнка с точки зрения его несовершенства, отставания от взрослого по всем физич. и психологич. параметрам порождало общую направленность педагогич. мысли на преодоление этого отставания. Целью воспитания и обучения ставилось достижение «несовершенным взрослым», каковым считался ребёнок, уровня нормального развития взрослого. Особенности возрастного психофизич. развития расценивались гл. обр. как помехи на пути к достижению этой цели. Осн. принципы обучения и воспитания человека от рождения до юности, включая период дошкольного детства, сформулировал Я. А. Коменский («Материнская школа», 1632; «Великая дидактика», 1657; «Мир чувственных вещей в картинках», 1658).
В эпоху Просвещения гуманистич. тенденции развивал Дж. Локк, выдвинувший важные психолого-педагогич. положения об учёте возрастных особенностей, механизме привычки и её роли в формировании характера, развитии любознательности детей и показавший пути формирования нравственности. Для Д. п. важное значение имели идеи Ж. Ж. Руссо, который утверждал, что детство должно рассматриваться как нечто самостоятельное в общем процессе становления личности, имеющее свои законы развития.
Во 2-й пол. 18 в. проблемы воспитания детей дошкольного возраста ставились в трудах И. Б. Базедова, И. Песталоцци и др.
В 19 в. становлению Д. п. как самостоят. отрасли знания способствовала деятельность Ф. Фребеля. В основе его системы дошкольного воспитания лежали прогрессивные идеи: представление о ребёнке как о развивающейся личности, понимание развития личности как деятельностного вхождения ребёнка в мир природных и социальных явлений, организация спец. дошкольных учреждений и пр. Оригинальные концепции Д. п. создали П. Кергомар, Ж. О. Декроли, М. Монтессори.
Во 2-й пол. 20 в. зарубежная Д. п. опиралась на разл. течения в психологии (когнитивное, бихевиористское, психоаналитическое, гуманистическое и др.). Практически все специалисты признают значение опыта раннего детства как решающего фактора, определяющего дальнейшее развитие ребёнка. Осн. расхождения во взглядах на Д. п. касаются использования форм обучения дошкольников, соотношения «академических» (когнитивных), эмоциональных и социальных факторов в формировании самосознания детей. Условно выделяются разл. модели дошкольного воспитания: «академическая» (формирование умений и навыков), интеллектуальная (свободная поисковая деятельность в «обогащённой среде», вербальное взаимодействие со взрослыми и сверстниками), «традиционная» (самая распространённая модель, основанная на сочетании умственного, эмоционального, физич. и творч. развития).
В России длительное время проблемы Д. п. относились преим. к семейному воспитанию. Обществ. воспитание детей воспринималось негативно, дошкольные учреждения не носили массового характера. В 18 в. И. И. Бецкой разработал систему воспитания детей, в т. ч. дошкольников, в закрытых образоват. учреждениях. В 19 в. Е. О. Гугель создал школу для детей 4–6 лет и разработал дидактич. основы воспитательно-образоват. работы со старшими дошкольниками. Необходимость развития Д. п. («науки до науки») признавал В. Ф. Одоевский. В создании отеч. концепции Д. п. важную роль сыграли К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, А. С. Симонович, Е. И. Конради. На рубеже 19–20 вв. получили распространение Фребелевские общества и курсы, которые разрабатывали теорию Д. п., готовили воспитателей дошкольных учреждений. Идеи обществ. воспитания детей поддерживал П. Ф. Каптерев. Систему физич. развития дошкольников предложил П. Ф. Лесгафт. Идеи свободного воспитания дошкольников претворяли в жизнь К. Н. Вентцель, Л. К. Шлегер, М. Х. Свентицкая. Оригинальную систему дошкольного воспитания разработала Е. И. Тихеева (методика развития речи детей, проблемы сенсорного воспитания и др.).
После 1917 государство стало уделять Д. п. большое внимание. В 1920-е гг. ещё продолжали действовать Фребелевские учреждения. На съездах по дошкольному воспитанию (1919, 1921, 1924, 1928) вырабатывалась новая концепция Д. п. Начиная со 2-го съезда в Д. п. стали преобладать идеи марксистской педагогики. Идеологизации и политизации дошкольного воспитания в значит. степени способствовала Н. К. Крупская. Ведущими принципами Д. п. (практически до сер. 1980-х гг.) были развитие коллективизма и материалистич. мировоззрения, преобладание трудового начала в воспитании, антирелигиозная пропаганда, критич. отношение к неидеологич. играм, праздникам, детским книгам и пр. К кон. 1920-х гг. детские учреждения, использовавшие системы воспитания, не одобренные Наркомпросом, были закрыты. Значит. урон развитию Д. п. нанесло постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936).
В 1943 при АПН РСФСР был создан сектор проблем дошкольного воспитания. В 1944–53 А. П. Усовой совм. с сотрудниками разработана система дидактики детского сада: создана программа и методика обучения дошкольников. В 1960 создан НИИ дошкольного воспитания АПН. Его сотрудники совм. с АМН СССР создали единую программу воспитания в дошкольных учреждениях, направленную на ликвидацию разобщённости в воспитат. работе с детьми раннего и дошкольного возраста. Большое влияние на Д. п. оказали работы в сфере психологии дошкольного возраста А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддъякова.
С сер. 1980-х гг. создаются новые концепции Д. п., основанные на принципах гуманизма и демократизации и ориентированные на самоценность дошкольного детства. Гос. и частные дошкольные учреждения работают по вариативным (в т. ч. авторским) программам. У родителей появилась возможность выбора дошкольного учреждения в зависимости от своих образоват. предпочтений и финансовых возможностей.