Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕМЕ́ЙНОЕ ВОСПИТА́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 717

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СЕМЕ́ЙНОЕ ВОСПИТА́НИЕ, сис­те­ма­ти­ческое це­ле­на­прав­лен­ное воз­дей­ст­вие на ре­бён­ка взрос­лых чле­нов се­мьи, а также се­мей­но­го ук­ла­да в целом. С. в. – со­став­ная часть со­циа­ли­за­ции че­ло­ве­ка, ре­зуль­та­ты ко­то­рой оп­ре­де­ля­ют­ся её объ­ек­тив­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми (уров­нем об­ра­зо­ва­ния, со­ци­аль­ным ста­ту­сом, ма­те­ри­аль­ны­ми ус­ло­вия­ми и пр.), цен­но­ст­ны­ми ус­та­нов­ка­ми (про­со­ци­аль­ны­ми, асо­ци­аль­ны­ми, ан­ти­со­ци­аль­ны­ми), сти­лем жиз­ни и взаи­мо­от­но­ше­ний чле­нов се­мьи. С. в. во мно­гом оп­ре­де­ляет­ся лич­но­ст­ны­ми ре­сур­са­ми се­мьи, ко­то­рые, с од­ной сто­ро­ны, за­ви­сят от со­ста­ва се­мьи (пол­ная или не­пол­ная семья, мно­го­дет­ная се­мья, на­ли­чие близ­ких род­ст­вен­ни­ков и пр.), а с дру­гой сто­ро­ны (и гл. обр.) – от со­стоя­ния здо­ро­вья, об­ра­зо­ва­ния, ин­ди­ви­ду­аль­ных ин­те­ре­сов, уров­ня при­тя­за­ний стар­ших чле­нов се­мьи. Оп­ре­де­лён­ную роль в С. в. иг­ра­ют ма­те­ри­аль­ные ре­сур­сы се­мьи. Лич­но­ст­ные ре­сур­сы влия­ют на це­ли и стиль С. в. Це­ли С. в. мо­гут вклю­чать в се­бя при­ви­тие ги­гие­нич. на­вы­ков, бы­то­вых уме­ний, куль­ту­ры об­ще­ния и по­ве­де­ния; фи­зич. и ин­тел­лек­ту­аль­ное, экс­прес­сив­ное, лич­но­ст­ное раз­ви­тие; фор­ми­ро­ва­ние отд. спо­соб­но­стей; проф. под­го­тов­ку. Стиль С. в. (сис­те­ма приё­мов и ха­рак­тер взаи­мо­дей­ст­вия с деть­ми), в за­ви­си­мо­сти от ме­ры его «жё­ст­ко­сти – мяг­ко­сти», мо­жет быть ав­то­ри­тар­ным или де­мо­кра­тич­ным.

Лит.: Ле­бе­дев П. А. Се­мей­ное вос­пи­та­ние. М., 2001.

Вернуться к началу