ЛЕ́СГАФТ ПЁТР ФРАНЦЕВИЧ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕ́СГАФТ Пётр Францевич [8(20).9.1837, С.-Петербург – 28.11(11.12).1909, близ Каира; похоронен в С.-Петербурге], рос. педагог, анатом, врач; обществ. деятель, организатор науки. Окончил С.-Петерб. медико-хирургич. академию (1861), ученик В. Л. Грубера. Ассистент, ординатор во 2-м военно-сухопутном госпитале (1863–68), прозектор Ин-та практич. анатомии (1868). Д-р медицины (1865), д-р хирургии (1868). Экстраординарный проф. кафедры физиологич. анатомии Казанского ун-та (с 1868), уволен (1871) без права заниматься педагогич. деятельностью за выступление в печати против произвола администрации. В 1874 получил право возобновить педагогич. деятельность, до 1886 работал в Гл. управлении военно-учебных заведений. Сформировал концепцию физич. воспитания, которую на практике проверял во 2-й воен. гимназии, где организовал и возглавлял Учебно-гимнастич. курсы офицеров (1877–1882). В 1881 по инициативе Л. открыты курсы преподавателей гимнастики и фехтования в войсковых частях. В 1886–1897 читал лекции по анатомии в С.-Петерб. ун-те и на Рождественских женских курсах лекарских помощников. В 1893 на средства своего ученика И. М. Сибирякова организовал и возглавил биологич. лабораторию (в 1918 преобразована в Естественно-науч. ин-т им. П. Ф. Лесгафта). Под редакцией Л. издавались «Известия С.-Петербургской биологической лаборатории» (в 1896–1910 вышло 10 томов). В 1896 учредил Врем. курсы для приготовления воспитательниц и руководительниц физич. упражнений и игр (т. н. Лесгафтовские курсы), получившие в 1898 статус вуза (закрыты по политич. мотивам в 1905). В 1901 выслан из С.-Петербурга за организацию письм. протеста 99 обществ. деятелей против расправы над студентами – участниками демонстрации у Казанского собора. Во время Революции 1905–07 в доме Л. помещался Исполком С.-Петерб. совета рабочих депутатов. В 1905–06 Л. открыл Вольную высшую школу (позднее Высшие курсы П. Ф. Лесгафта) при биологич. лаборатории, а также вечерние курсы для рабочих (запрещены в 1907, существовали нелегально до 1912). Курсы в дальнейшем стали образцом для вузов физкультуры, на их базе в 1919 создан Гос. ин-т физич. образования им. Лесгафта. Л. – один из основоположников лечебной физкультуры, школьной гигиены и врачебно-педагогич. контроля в физич. воспитании. Выступал за развитие нар. образования в России, внёс значит. вклад в организацию женского образования. Осн. работы по проблемам функциональной анатомии, физич. воспитания и биологии. Л. первым стал использовать рентгенографию в анатомич. исследованиях. Развивая принцип единства формы и функции, рассматривал систему упражнений как средство умственного и физического развития человека, анализировал биологич. основы наследственности и развития детей. По данным анатомии, физиологии и психологии пытался обосновать педагогику как науку, опубликовал руководства по семейному воспитанию детей, физич. воспитанию школьников и др. Имя Л. увековечено в названии Нац. гос. ун-та физич. культуры, спорта и здоровья (С.-Петербург), во дворе которого ему установлен памятник.