Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕ́СГАФТ ПЁТР ФРАНЦЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 313

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Черказьянова

ЛЕ́СГАФТ Пётр Фран­це­вич [8(20).9.1837, С.-Пе­тер­бург – 28.11(11.12).1909, близ Каи­ра; по­хо­ро­нен в С.-Пе­тер­бур­ге], рос. пе­да­гог, ана­том, врач; об­ществ. дея­тель, ор­га­ни­за­тор нау­ки. Окон­чил С.-Пе­терб. ме­ди­ко-хи­рур­гич. ака­де­мию (1861), уче­ник В. Л. Гру­бе­ра. Ас­си­стент, ор­ди­на­тор во 2-м во­ен­но-су­хо­пут­ном гос­пи­та­ле (1863–68), про­зек­тор Ин-та прак­тич. ана­то­мии (1868). Д-р ме­ди­ци­ны (1865), д-р хи­рур­гии (1868). Эк­ст­ра­ор­ди­нар­ный проф. ка­фед­ры фи­зио­ло­гич. ана­то­мии Ка­зан­ско­го ун-та (с 1868), уво­лен (1871) без пра­ва за­ни­мать­ся пе­да­го­гич. дея­тель­но­стью за вы­сту­п­ле­ние в пе­ча­ти про­тив про­из­во­ла ад­ми­ни­ст­ра­ции. В 1874 по­лу­чил пра­во во­зоб­но­вить пе­да­го­гич. дея­тель­ность, до 1886 ра­бо­тал в Гл. управ­ле­нии во­ен­но-учеб­ных за­ве­де­ний. Сфор­ми­ро­вал кон­цеп­цию фи­зич. вос­пи­та­ния, ко­то­рую на прак­ти­ке про­ве­рял во 2-й во­ен. гим­на­зии, где ор­га­ни­зо­вал и воз­глав­лял Учеб­но-гим­на­стич. кур­сы офи­це­ров (1877–1882). В 1881 по ини­циа­ти­ве Л. от­кры­ты кур­сы пре­по­да­ва­те­лей гим­на­сти­ки и фех­то­ва­ния в вой­ско­вых час­тях. В 1886–1897 чи­тал лек­ции по ана­томии в С.-Пе­терб. ун-те и на Рож­де­ст­вен­ских жен­ских кур­сах ле­кар­ских по­мощ­ни­ков. В 1893 на сред­ст­ва сво­его уче­ни­ка И. М. Си­би­ря­ко­ва ор­га­ни­зо­вал и воз­гла­вил био­ло­гич. ла­бо­ра­то­рию (в 1918 пре­об­ра­зо­ва­на в Ес­те­ст­вен­но-на­уч. ин-т им. П. Ф. Лес­гаф­та). Под ре­дак­ци­ей Л. из­да­ва­лись «Из­вес­тия С.-Пе­тер­бург­ской био­ло­ги­че­ской ла­бо­ра­то­рии» (в 1896–1910 вы­шло 10 то­мов). В 1896 уч­ре­дил Врем. кур­сы для при­го­тов­ле­ния вос­пи­та­тель­ниц и ру­ко­во­ди­тель­ниц фи­зич. уп­раж­не­ний и игр (т. н. Лес­гаф­тов­ские кур­сы), по­лу­чив­шие в 1898 ста­тус ву­за (за­кры­ты по по­ли­тич. мо­ти­вам в 1905). В 1901 вы­слан из С.-Пе­тер­бур­га за ор­га­ни­за­цию письм. про­тес­та 99 об­ществ. дея­те­лей про­тив рас­пра­вы над сту­ден­тами – уча­ст­ни­ка­ми де­мон­ст­ра­ции у Ка­зан­ско­го со­бо­ра. Во вре­мя Ре­во­лю­ции 1905–07 в до­ме Л. по­ме­щал­ся Ис­пол­ком С.-Пе­терб. со­ве­та ра­бо­чих де­пу­та­тов. В 1905–06 Л. от­крыл Воль­ную выс­шую шко­лу (позд­нее Выс­шие кур­сы П. Ф. Лес­гаф­та) при био­ло­гич. ла­бо­ра­то­рии, а так­же ве­чер­ние кур­сы для ра­бо­чих (за­пре­ще­ны в 1907, су­ще­ст­во­ва­ли не­ле­галь­но до 1912). Кур­сы в даль­ней­шем ста­ли об­раз­цом для ву­зов физ­куль­ту­ры, на их ба­зе в 1919 соз­дан Гос. ин-т фи­зич. об­ра­зо­ва­ния им. Лес­гаф­та. Л. – один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ле­чеб­ной физ­куль­ту­ры, школь­ной ги­гие­ны и вра­чеб­но-пе­да­го­гич. кон­тро­ля в фи­зич. вос­пи­та­нии. Вы­сту­пал за раз­ви­тие нар. об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии, внёс зна­чит. вклад в ор­га­ни­за­цию жен­ско­го об­ра­зо­ва­ния. Осн. ра­бо­ты по про­бле­мам функ­цио­наль­ной ана­то­мии, фи­зич. вос­пи­та­ния и био­ло­гии. Л. пер­вым стал ис­поль­зо­вать рент­ге­но­гра­фию в ана­то­мич. ис­сле­до­ва­ни­ях. Раз­ви­вая прин­цип един­ст­ва фор­мы и функ­ции, рас­смат­ри­вал сис­те­му уп­раж­не­ний как сред­ст­во ум­ст­вен­но­го и фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия че­ло­ве­ка, ана­ли­зи­ро­вал био­ло­гич. ос­но­вы на­след­ст­вен­но­сти и раз­ви­тия де­тей. По дан­ным ана­то­мии, фи­зио­ло­гии и пси­хо­ло­гии пы­тал­ся обос­но­вать пе­да­го­ги­ку как нау­ку, опуб­ли­ко­вал ру­ко­вод­ства по се­мей­но­му вос­пи­та­нию де­тей, фи­зич. вос­пи­та­нию школь­ни­ков и др. Имя Л. уве­ко­ве­че­но в на­зва­нии Нац. гос. ун-та фи­зич. куль­ту­ры, спор­та и здо­ро­вья (С.-Пе­тер­бург), во дво­ре ко­то­ро­го ему ус­та­нов­лен па­мят­ник.

Соч.: Избр. пе­да­го­ги­че­ские соч. М., 1951–1952. Т. 1–2; Собр. пе­да­го­ги­че­ских соч. М., 1951–1954. Т. 1–5; Избр. тру­ды по ана­то­мии. М., 1968; Избр. пе­да­го­ги­че­ские соч. М., 1988.

Лит.: Па­мя­ти П. Ф. Лес­гаф­та: Сб. ст. М., 1947; Шах­вер­дов Г. Г. П. Ф. Лес­гафт. Очерк жиз­ни и на­уч­но-пе­да­го­ги­че­ской дея­тель­но­сти. Л., 1950; Ку­прия­нов В. В. П. Ф. Лес­гафт – ос­но­во­по­лож­ник тео­ре­ти­че­ской ана­то­мии в Рос­сии // Ку­прия­нов В. В., Та­те­во­сян Г. О. Оте­че­ст­вен­ная ана­то­мия на эта­пах ис­то­рии. М., 1981; Ша­бу­нин А. В. П. Ф. Лес­гафт. М., 1982; он же. Лес­гафт в Пе­тер­бур­ге. Л., 1989; Идеи П. Ф. Лес­гаф­та в со­вре­мен­ном об­ра­зо­ва­нии, фи­зи­че­ской куль­ту­ре и спор­те. М.; Бел­го­род, 1999; Юда­ши­на Н. И. Ан­тро­по­ло­ги­че­ская пе­да­го­ги­ка П. Ф. Лес­гаф­та // Пе­да­го­ги­ка. 2000. № 4; Тай­ма­зов В. А., Ку­рам­шин Ю. Ф., Марь­я­но­вич А. Т. П. Ф. Лес­гафт: ис­то­рия жиз­ни и дея­тель­но­сти. СПб., 2006; Су­даи­лов­ский Ф. В., Ша­бу­нин А. В. Биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель пуб­ли­ка­ций П. Ф. Лес­гаф­та. Л., 1987.

Вернуться к началу