«КАРОЛИ́НГСКОЕ ВОЗРОЖДЕ́НИЕ»
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«КАРОЛИ́НГСКОЕ ВОЗРОЖДЕ́НИЕ», культурный подъём в империи Карла I Великого и королевствах династии Каролингов в последние десятилетия 8–9 вв.
Термин «К. в.» был впервые введён в науч. оборот в 1-й пол. 19 в. филологами-классиками (франц. учёный Ж. Ж. Ампер и др.), которые рассматривали это культурное явление исключительно как лит. феномен. Историки обратились к изучению «К. в.» столетие спустя, и в его оценке нет единого мнения. Одни исследователи [П. Рише (Франция), Г. Фихтенау, П. Шрамм (Германия) и др.] считают, что подъём 9 в. явился логич. следствием поступательного культурного развития предшествующих столетий. Другие [У. Ульман (Великобритания), К. Морриссон (США), Й. Флекенштайн (Германия) и др.] прежде всего подчёркивают религ. характер каролингских реформ, направленных на укрепление христианской веры среди всех слоёв населения, недооценивая их культурную роль и оригинальность идей. Третьи [Дж. Контрени (США), Р. Мак-Киттерик (Великобритания)] отмечают неоднозначность и даже противоречивость культурных процессов 9 в., подчёркивая, что, хотя непосредственной целью преобразований франкских правителей являлось укрепление христианства, каролингские реформы оказали мощное стимулирующее воздействие на развитие культуры.
«К. в.» явилось следствием социально-политич. процессов во Франкском государстве при Карле I. В соответствии с политич. доктриной, разработанной Алкуином и др. каролингскими идеологами, королевство франков выступало наследником Зап. Рим. христианской империи. Франкский король, распространивший свою власть на значит. часть Европы, рассматривался в качестве главы всего зап. христианского мира. Его важнейшей задачей становилось повсеместное распространение и утверждение христианской веры среди многоплемённого кельто-романо-герм. населения империи. Приняв латынь как офиц. язык церкви и гос. власти, Карл I прежде всего занялся реформой образования, чтобы подготовить грамотных священников, способных наставлять паству и служить литургию по рим. канону.
Центром новой культуры стал королевский двор. Знать отправляла сюда своих детей, чтобы дать им необходимое образование и подготовить к будущей карьере. Королевская канцелярия, в которой с нач. 8 в. служили только клирики, поставляла кадры для церковных институтов и гос. аппарата королевства. Карл I и его помощники активно разыскивали по всей Европе и приглашали ко двору интеллектуалов. Этому способствовало культурное оживление в Британии, Испании и Италии, наметившееся уже к сер. 8 в. Здесь активизировалась деятельность скрипториев, создавались обширные библиотеки, включавшие не только богословскую, но и профанную языческую лит-ру. Первые учителя прибыли в нач. 780-х гг. из Италии (грамматик Пётр Пизанский, богослов Паулин Аквилейский, поэт и историк Павел Диакон).
К нач. 790-х гг. при дворе важное место заняло ирл. и англ. духовенство, более просвещённое и грамотное, чем монахи континентальной Европы. Англосакс Алкуин создал при дворе образцовую школу, позднее переименованную в Академию, через которую прошли сотни учеников, включая представителей королевской фамилии. Даже удалившись от двора и став в 796 аббатом мон. Св. Мартина в Туре, Алкуин продолжал поддерживать связь со школой и исполнять обязанности наставника. Выходцы с Британских о-вов оказали значит. влияние на культурное развитие Франкского королевства (грамматик Клемент, теологи Фридугиз и Мартин Скотт, поэт Седулий Скотт и философ-богослов, переводчик и комментатор Псевдо-Дионисия Ареопагита Иоанн Скот Эриугена). Ещё одним регионом культурных заимствований стала вестготская Испания. Спасаясь от араб. агрессии, оттуда в империю переселились мн. поэты, богословы, правоведы, философы, учителя (Лейдрад, Агобард, Клавдий, Пруденций, Бенедикт Анианский и Теодульф).
К нач. 9 в. сформировалось второе, уже собственно франкское поколение представителей «К. в.»: богослов Амаларий Трирский, впервые занявшийся аллегорич. толкованием литургич. обрядов; комментатор грамматики Доната и автор знаменитого зерцала «Via regia» Смарагд Сен-Мишельский; поэты Ангильберт, Эрмольд Нигелл и Муадвин, подражавшие Вергилию, Горацию, Овидию и др. рим. поэтам; Эйнгард – архитектор и историк, автор «Жизнеописания Карла Великого»; богослов, дидакт и поэт Храбан Мавр. Их ученики продолжали развивать традиции «К. в.»: поэт Валафрид Страбон; собиратель рукописей, крупнейший знаток малоизвестных античных авторов Луп Ферьерский; собиратель сочинений античных и раннесредневековых авторов и составитель обширных комментариев к ним Ремигий Оксерский; богослов, грамматик и поэт, автор уникальных ритмич. стихов и учения о двойном предопределении Готшальк.
В эпоху «К. в.» в среде светской аристократии появилось немало образованных людей, обладавших обширными библиотеками. Графиня Дуода составила «Наставление сыну» в прозе и стихах, ритмическая основа которых не имела аналогий в лат. поэзии того времени и восходила, вероятно, к традициям готского стихосложения. Граф Нитхард, придворный короля Карла II Лысого, создал «Историю в четырёх книгах» – образец светского историописания.
Ещё одним проявлением культурного подъёма стало освоение каролингскими интеллектуалами герм. фольклорной традиции. Анонимный автор (возможно, монах Эккехард из Санкт-Галлена) поэмы «Вальтарий» переложил др.-герм. эпич. сказания в форму вергилианского эпоса. Последний крупный представитель «К. в.» богослов, агиограф и композитор Ноткер Заика составил «Деяния императора Карла Великого», опираясь на многочисл. нар. предания франков.
Многие представители «К. в.» активно участвовали в политич. жизни в качестве королевских советников и дипломатов, занимали высокие посты в церковной и светской администрации. Алкуин, Ангильберт, Храбан Мавр, Эйнгард, Фридугиз, Фардульф, Валафрид Страбон, Луп Ферьерский являлись аббатами крупных имперских монастырей Сен-Мартен-де-Тур, Сен-Рикье, Фульда, Сен-Дени, Райхенау, Ферьер и др. Теодульф, Амаларий, Пруденций, Агобард, Седулий Скотт занимали епископские кафедры в Орлеане, Трире, Труа, Лионе, Люттихе. Фридугиз, Храбан Мавр, Валафрид Страбон возглавляли королевскую канцелярию, Эйнгарду поручались сложнейшие дипломатич. миссии. Они распространяли придворную культуру за пределы двора и развивали её в монастырях и епископских городах (civitates). Благодаря их усилиям в 9 в. там велось активное строительство, возникли обширные книжные собрания, немалую долю которых составляли античные авторы, развивались скриптории, подготовившие огромное количество великолепно изготовленных рукописей (подавляющее большинство самых древних из сохранившихся манускриптов с трудами рим. писателей датированы кон. 8–9 вв.).
Потребность в просвещённых пастырях обусловила внимание королевской власти к проблеме начального школьного образования, которое к сер. 8 в. находилось в глубоком упадке. Капитулярий Карла I «Admonitio generalis» (789), за созданием которого, видимо, стоял Алкуин, предписывал епископам и аббатам повсеместно открывать школы при монастырях и кафедральных соборах, где могли бы учиться не только будущие священники, но и все желающие. В них должны были изучать псалмы, церковное песнопение, а также азы счёта и лат. грамматики. Каждому прихожанину предписывалось знать наизусть молитвы Credo и Pater noster, а также уметь петь во время богослужения молитвы Sanctus и Gloria Patri. На церковных синодах в обязанности епископам вменялось регулярное проведение занятий по латыни и литургике для клириков их диоцезов.
С приходом к власти (814) Людовика Благочестивого политика королевской власти в области образования изменилась. Император и его ближайшее окружение из церковных реформаторов стремились ограничить мирянам доступ к образованию, что было связано с изменением общих представлений о роли главы государства. Если во времена Карла I король (новый царь Давид) представлялся современникам защитником слабых, главой Церкви, ведущим христианский народ к спасению, то теперь наряду с королём Людовиком Благочестивым (новый имп. Феодосий) в осуществлении его властных функций активную роль начинал играть епископат. Однако культурный подъём, основы которого были заложены в предшествующее царствование, обрёл уже известную самостоятельность. Довольно большое количество хорошо образованных людей были в состоянии поддерживать высокий уровень культуры независимо от конъюнктурных изменений в политике центр. власти. Дети и внуки Людовика Благочестивого продолжали развивать школьное образование, пополняли библиотеки, поддерживали тесные отношения с интеллектуалами. С 820-х гг. двор перестал быть доминирующим очагом культуры, которая всё больше перемещалась в монастыри и епископские civitates. Они концентрировались в центр. провинциях Франкского королевства, в самых богатых и развитых регионах и на территориях наибольшего влияния королевской власти – церковных провинциях Реймса, Лиона, Санса, Безансона, Кёльна и Трира. Особенно выделялись монастыри Сен-Дени, Сен-Рикье, Сен-Вандрий, Корби, Сен-Мартен-де-Тур, Сент-Аман, Ферьер, Оксер, Лорш, Фульда, Райхенау, Санкт-Галлен, а также епископские школы Орлеана, Меца, Реймса, Лаона, Льежа и Утрехта. За пределами этих земель культурная жизнь едва теплилась (незначительные её следы обнаруживаются в Юж. Франции, Бретани и герм. землях). Некоторый подъём (не ранее 9 в.) наблюдался в Италии, очагами культуры становятся Павия, Верона, Милан, Фьезоле и Рим.
К нач. 10 в. каролингская культура постепенно пришла в упадок. Это происходило одновременно с резким ослаблением каролингской государственности, разрушением вертикали публичной власти, развитием политич. сепаратизма и усилением магнатов в условиях неоднократных норманнских, араб. и венг. вторжений.
Архитектура и изобразительное искусство
Стремление к подражанию античным памятникам в архитектуре и изобразит. иск-ве «К. в.» на практике ограничилось фрагментарным цитированием раннехристианских и визант. произведений. Каждая из этих традиций вошла в качестве составляющей в иск-во зап. Средневековья, в становлении которого «К. в.» стало одним из важнейших этапов.
«К. в.» ознаменовалось масштабным строительством (было возведено 232 монастыря, 65 дворцов, 16 соборов), от которого сохранились лишь единичные постройки. В каролингских базиликах сознательно воспроизводились отд. черты собора Св. Петра в Риме (ориентация на запад, атриум), которые сочетались с башнями на фасаде, принадлежавшими к собств. традиции франков. В то же время изменения в литургии вызвали к жизни появление новых элементов в церковной архитектуре (двусторонняя ориентация апсид, дополнит. алтари, крипта, вестверк, деамбулаторий, башни над средокрестием и клуатр), навсегда изменивших облик христианской базилики и развитых впоследствии архитектурой романского стиля. О них можно судить по сохранившимся фрагментам построек (церковь аббатства Ковее, 873–885), идеальному плану для мон. Санкт-Галлен (829), данным археологич. раскопок перестроенных позднее базилик аббатств Сен-Дени и Фульда (ок. 790–819), а также по гравюре, воспроизводящей облик церкви мон. Сен-Рикье в Центуле. Трёхпролётные ворота в Лорше (ок. 767), очертания которых напоминают арку Константина Великого в Риме, также дополняют позднеантичную основу и ордерные элементы орнаментальными мотивами полихромного декора.
Главной постройкой «К. в.» стала дворцовая Палатинская капелла в Ахене (786–798, арх. Одо из Меца; см. илл. к ст. Ахен). Построенная по образцу ранневизантийской ц. Сан-Витале в Равенне, церковь имеет план октагона, вписанного в 16-гранник. Но первоначальная центрич. схема обогащается дополнит. элементами: с севера и юга к капелле примыкали одинаковые помещения библиотеки и ризницы (не сохр.), а со стороны гл. фасада – вестверк, нартекс и атриум. Таким образом, капелла оказывалась в центре комплекса, все части которого образовывали в плане латинский крест. Др. центрич. постройка каролингского времени, ораторий в Жерминьи-де-Пре (до 806), была частью дворцового комплекса Теодульфа.
Сохранившиеся фрагменты монументальной живописи «К. в.» крайне немногочисленны (фрески в ц. Св. Иоанна в Мюстаире, ок. 800; мозаика «Поклонение Ковчегу Завета» в апсиде оратория Жерминьи-де-Пре, до 806), но о существовании как церковных, так и светских росписей во дворцах Карла I Великого, Людовика Благочестивого, еп. Теодульфа известно из лит. источников. Осн. видом живописи «К. в.» является книжная миниатюра. Вследствие централизации и унификации церковной жизни, а также исправления Алкуином текста Вульгаты возникла острая потребность в новых богослужебных книгах. В разл. центрах государства были основаны скриптории, где переписывались и иллюминировались рукописи. Ввозимые из Италии и Британии манускрипты, библиотека греч. рукописей, подаренная королю Пипину Короткому папой Стефаном III, предоставили в распоряжение художников широкий выбор образцов. Разнообразие источников определило удивительную стилистич. многогранность каролингской миниатюры. Ведущая роль в её создании принадлежала Палатинскому скрипторию в Ахене, находившемуся под покровительством Карла I. Наряду с образцовыми Евангелиями, евангелариями, сакраментариями и псалтирями, которые затем распространялись по всему государству франков, в нём копировались и светские сочинения («Физиолог», «Феномены» Арата, комедии Теренция, «Психомахия» Пруденция). Евангелия и евангеларии, созданные по придворному заказу, иллюминировались полностраничными изображениями евангелистов, таблицами канонов и отд. догматич. миниатюрами. Иллюстрации «Евангелария Годескалька» (783, Нац. б-ка, Париж), «Евангелия аббатисы Ады» (ок. 800, Гор. б-ка, Трир), «Евангелия из монастыря Сен-Медард в Суассоне» (Нац. б-ка, Париж), «Золотого кодекса из Лорша» (Б-ка Ватикана) демонстрируют стремление к примирению к рамках одной композиции полярных худож. тенденций. Абстрактный, плоскостно-орнаментальный стиль англо-ирландского иск-ва взаимодействует с мотивами, скопированными из античных рукописей и сохраняющими позднеантичный иллюзионизм своих объёмно-пространственных форм. «Венское коронационное Евангелие» (кон. 8 в., Худож.-историч. музей, Вена), с которым впоследствии был похоронен имп. Карл I, и «Ахенское Евангелие» (ок. 820, сокровищница Ахенского собора), напротив, восходят к греч. (александрийской) традиции и, вероятно, были выполнены греч. мастером. Их отличает мягкий живописный иллюзионизм эллинистич. миниатюры.
Последняя традиция была унаследована скрипторием Реймса (работавшим под покровительством архиеп. Эббо), к которому после смерти Карла I перешла роль гл. центра книжной миниатюры. Стремление к динамике и экспрессии преображает в линейный графич. стиль эскизную беглость греч. рукописей, служивших образцом для миниатюриста «Евангелия Эббо» (ок. 816–835, Гор. б-ка Эперне). Шедевром реймсской школы является «Утрехтская Псалтирь» (816–834, университетская б-ка, Утрехт), уникальная по количеству иллюстраций, характеру иллюстрирования, буквально переводящему в визуальные образы все метафоры псалмов, и по характеру исполнения: лёгкость и беглость штриха, свободная непринуждённость рисунка коричневым бистром, очевидно, восходят к эллинистич. прототипам. Переживший упадок после изгнания Эббо, реймсский скрипторий возродился во 2-й пол. 9 в., когда в нём была создана «Библия Сан-Паоло-фуори-ле-Мура» (ок. 870, сокровищница ц. Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, Рим).
В сер. 9 в. при поддержке Карла II Лысого достиг своего расцвета скрипторий при ц. Сен-Мартен в Туре, в котором было положено начало повествоват. иллюстрациям Библии в виде фронтисписов, предварявших собой отд. книги Библии («Библия Мутье-Гранваль», ок. 840, Британская б-ка, Лондон; «Библия Вивиана», 846, Нац. б-ка, Париж; «Библия Карла Лысого», сер. 9 в., Нац. б-ка, Париж). Отличит. чертой рукописей, созданных в скриптории Меца под патронажем еп. Дрого, является фигурный инициал, увитый листьями аканта и заключающий в себе отд. фигуры и сцены («Сакраментарий Дрого», ок. 850, Нац. б-ка, Париж).
Отсутствие монументальной скульптуры компенсировалось разнообразием форм малой пластики. Дух и амбиции «К. в.» отражает бронзовая статуэтка Карла I (нач. 9 в., Лувр, Париж), представленного на коне наподобие рим. императоров, однако с регалиями императора франков (в диадеме, с мечом и державой). Резные пластины из слоновой кости, напрямую связанные с раннехристианскими и визант. традициями работы в этом материале, стилистически близкие книжной миниатюре того времени, создавались в Ахене и Меце, использовались в качестве книжных окладов («Евангелие из Лорша», «Псалтирь Даогульфа», ок. 783–795). В Ахене была возрождена античная техника литья из бронзы (двери Ахенской капеллы). О расцвете ювелирного иск-ва свидетельствуют драгоценные оклады (оклад «Евангелия Линдау», ок. 800, Б-ка и музей П. Моргана, Нью-Йорк), литургич. сосуды и реликварии («реликварий Пепина», сокровищница собора в Конке, Франция), объединяющие традиции полихромного стиля, ирл. орнаментику, визант. технику перегородчатой эмали и цитаты из античной образности. «К. в.» вдохнуло новую жизнь в античное иск-во глиптики (инталии из горного хрусталя).
В эпоху «К. в.» было сформулировано отношение к иконопочитанию, которое оказало значит. влияние на зап. культуру. Франкфуртский (794), а затем Парижский (839) соборы, рассматривавшие эту проблему, не отвергли иконы полностью, но в то же время не приняли их культ: предпочтение было отдано почитанию священных предметов (реликвий).
Музыка
Стремление франкских королей (Пипина Короткого и Карла I) к упорядочению богослужения в империи привело к необходимости унифицировать и обиходное пение. Церковно-певческая традиция, кодифицированная в эпоху Каролингов, получила в дальнейшем статус канона на всём католич. Западе под назв. григорианского хорала. Нотные рукописи хорала, сохранившиеся со времён «К. в.», фактически являются первыми дошедшими до нас записями проф. музыки Зап. Европы (более ранние староримские и амвросианские распевы, по-видимому, передавались изустно). В каролингских монастырях (в особенности в Санкт-Галлене и Райхенау) сложились новые жанры одноголосной церковной музыки – секвенции и тропы. Зарождение зап.-европ. литургической драмы совр. наука также связывает c «К. в.» (одна из наиболее древних рукописей содержит «Плач на смерть Карла Великого»). Во 2-й пол. 9 в. сочинён (предположительно Хотгером из Вердена) «Учебник музыки» («Musica enchiriadis»; ранее автором этого трактата считали Хукбальда Сент-Аманского), содержащий первые известные образцы многоголосной музыки (в жанре органума), записанные в т. н. дасийной нотации.