КРИ́ПТА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРИ́ПТА (лат. crypta, от греч. ϰρυπτή – крытый подземный ход, тайник), сводчатое помещение в христианском храме, расположенное ниже уровня пола. В раннехристианской сакральной архитектуре с 4 в. К. назывались склепы мучеников под алтарями храмов. В 7–12 вв. К. – пространство для мощей святых в церквах Зап. Европы; чаще всего они имели кольцевой или полукольцевой план, рассчитанный на большой поток паломников (верующие могли войти в К. с одной стороны, поклониться реликвии и выйти в др. конце помещения). К кон. 11 в. церемонии почитания мощей переносятся в осн. помещение храма, а К. нового, зального типа служат для размещения дополнит. алтарей и почётных погребений.
В архитектуре готики К. практически не встречаются; с кон. 12 в. их строительство почти полностью прекращается. В ряде храмов Нового времени К. является древнейшей частью сооружения, восходящей к предшествовавшим церковным постройкам на месте их возведения (К. Святого Петра собора в Риме и др.). К поздним примерам К. в традиц. понимании относятся сооружения эпохи Контрреформации: К. Сикстинской капеллы базилики Санта-Мария-Маджоре (1581, арх. Д. Фонтана) и ц. Санта-Сусанна (1597–1603, арх. К. Мадерна), обе – в Риме. В крупных храмах 17–20 вв. (напр., Святого Павла собор в Лондоне, 1675–1711, арх. К. Рен; Христа Спасителя храм в Москве, 1837–73, арх. К. А. Тон; собор Св. Иоанна Богослова в Нью-Йорке, 1892–1941, арх. Р. А. Крэм; Александра Невского храм-памятник в Софии, 1904–12, архитекторы И. С. Богомолов, А. Н. Померанцев и др.) устраивались подземные помещения для захоронений, называемые К., но игравшие по сути роль склепов. В т. н. нижних храмах православной церковной архитектуры, в отличие от К. раннехристианской эпохи и ср.-век. Зап. Европы, всегда устроен престол; мощи для поклонения, как правило, не помещаются.