Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХУ́КБАЛЬД СЕНТ-АМАНСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 226-227

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ХУ́КБАЛЬД Сент-Аман­ский (лат. Huc­baldus Elnonensis) (ок. 840, Флан­д­рия – 20.6.930, Эль­нон, ны­не Сент-Аман-лез-О, деп-т Нор, Фран­ция), тео­ре­тик му­зы­ки, по­эт, агио­граф. Учил­ся в шко­ле Сент-Аман­ско­го аб­бат­ст­ва, воз­глав­ляв­ше­го­ся его дя­дей Ми­ло­ном Сент-Аман­ским, по­сле смер­ти ко­то­ро­го (872) ру­ко­во­дил этой шко­лой (до втор­же­ния в Сев. Фран­цию нор­ман­нов в 883). Во 2-й пол. 880-х гг. жил в Бер­тин­ском аб­бат­ст­ве (Сент-Омер). В 893 был при­зван в Реймс, где вме­сте с Ре­ми­ги­ем Осер­ским за­ни­мал­ся ре­фор­мой цер­ков­но­го об­ра­зо­ва­ния. Ок. 906 вер­нул­ся в Сент-Аман.

Х. знал ан­тич­ную лит. тра­ди­цию, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют «Эк­ло­га о лы­сых» («Ecloga de calvis») в 54 гек­за­мет­рич. сти­хах, сти­хо­тво­ре­ния «De sob­rieta­te» (по­свя­ще­но Кар­лу II Лы­со­му) и «Versus de diebus Aegyptiacis». Ему при­пи­сы­ва­ют­ся так­же об­раз­цы лат. гим­но­гра­фии (неск. се­к­вен­цийтро­пов и др.). Из агио­гра­фич. со­чи­не­ний под­лин­ны­ми счи­та­ют­ся «Vita longior Amati», «Passio S. Cassia­ni», «Passio SS. Cyriaci et Iulit­tae», «Vi­ta S. Ioanati», «Vita S. Lebuini», «Vita S. Rictrudis».

Трак­тат «Musica» (кон. 9 в.) име­ет ди­дак­тич. на­прав­лен­ность. В нём Х. пы­тал­ся при­ло­жить ан­тич­ную муз. тео­рию (ус­во­ен­ную по Бо­эцию) к ну­ж­дам со­вре­мен­ной ему пев­че­ской прак­ти­ки. Ин­тер­ва­ли­ку цер­ков­ной мо­но­дии (см. в ст. Гри­го­ри­ан­ский хо­рал) он опи­сы­вал как мик­со­диа­то­ни­че­скую (зву­ко­ряд с двой­ной сту­пе­нью b/h), ил­лю­ст­ри­руя (в от­ли­чие от Бо­эция) свои те­зи­сы при­ме­ра­ми кон­крет­ных рас­пе­вов. Х. од­ним из пер­вых в ис­то­рии дал опи­са­ние зап. мо­но­дий­ной ла­до­вой сис­те­мы (см. Цер­ков­ные ла­ды). Из-за на­ли­чия мик­со­диа­то­ни­ки он счи­тал не­воз­мож­ным оз­ву­чи­ва­ние цер­ков­ных рас­пе­вов на муз. ин­ст­ру­мен­тах (упо­ми­на­ет­ся в т. ч. гид­рав­лос). От­ме­чая зву­ко­вы­сот­ную не­оп­ре­де­лён­ность му­зы­ки, за­пи­сан­ной не­вмен­ной но­та­ци­ей, пред­ла­гал ис­поль­зо­вать для уточ­не­ния вы­со­ты греч. сим­во­лы в фор­ме мо­ди­фи­ци­ро­ван­ных строч­ных букв, рас­по­ла­гая их над не­вма­ми. Раз­ра­бо­тал так­же тип ди­дак­тич. но­та­ции с 6-ли­ней­ным нот­ным ста­ном, над ли­ней­ка­ми ко­то­ро­го за­пи­сы­ва­лись сло­ги рас­пе­ва. Ин­тер­валь­ные рас­стоя­ния ме­ж­ду ли­ней­ка­ми, со­от­вет­ст­вую­щие то­ну или по­лу­то­ну, пред­ла­гал уточ­нять лат. бу­к­ва­ми T и s, рас­по­ла­гая их впе­ре­ди но­то­нос­ца (вро­де бо­лее позд­них клю­чей).

Х. дол­гое вре­мя при­пи­сы­ва­ли ряд трак­та­тов 2-й пол. 9 – 10 вв., со­дер­жа­щих пер­вые в ев­роп. ис­то­рии му­зы­ки опи­са­ния мно­го­го­лос­ной му­зы­ки (см. в ст. Ор­га­нум), за­пи­сан­ной в т. н. да­сий­ной но­та­ции; важ­ней­шие из них – «Musica enchiriadis» («Учеб­ник му­зы­ки») и «Sco­lica enchiriadis» («Схо­лии к учеб­ни­ку му­зы­ки»). В 20 в. ус­та­нов­ле­но, что все трак­та­ты груп­пы «Enchiriadis» не при­над­ле­жат Х., их ав­то­ра при­ня­то обо­зна­чать как «Псев­до-Хук­баль­да». Ны­не в ка­че­ст­ве ав­то­ра двух на­зван­ных трак­та­тов рас­смат­ри­ва­ет­ся Хо­гер (в 898–902 аб­бат Вер­ден­ско­го мон., ны­не в Эс­се­не, Гер­ма­ния).

Соч.: [В кни­гах:] Musica et Scolica enchi­riadis… / Ed. H. Schmid. Münch., 1981; Char­tier Y. L’oeuvre musicale d’Hucbald de Saint-Amand: Les compositions et le traité de musi­que. Montréal, 1995.

Лит.: Ле­бе­дев С. Н. Об од­ном свой­ст­ве да­сий­ной но­та­ции // Ars notandi: Но­та­ция в ме­няю­щем­ся ми­ре. М., 1997; Torkewitz T. Das älteste Dokument zur Entstehung der abend­ländischen Mehrstimmigkeit. Stuttg., 1999; Ефи­мо­ва Н. И. Ран­не­хри­сти­ан­ское пе­ние в За­пад­ной Ев­ро­пе VIII–Х сто­ле­тий. М., 2004.

Вернуться к началу