ХУ́КБАЛЬД СЕНТ-АМАНСКИЙ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХУ́КБАЛЬД Сент-Аманский (лат. Hucbaldus Elnonensis) (ок. 840, Фландрия – 20.6.930, Эльнон, ныне Сент-Аман-лез-О, деп-т Нор, Франция), теоретик музыки, поэт, агиограф. Учился в школе Сент-Аманского аббатства, возглавлявшегося его дядей Милоном Сент-Аманским, после смерти которого (872) руководил этой школой (до вторжения в Сев. Францию норманнов в 883). Во 2-й пол. 880-х гг. жил в Бертинском аббатстве (Сент-Омер). В 893 был призван в Реймс, где вместе с Ремигием Осерским занимался реформой церковного образования. Ок. 906 вернулся в Сент-Аман.
Х. знал античную лит. традицию, о чём свидетельствуют «Эклога о лысых» («Ecloga de calvis») в 54 гекзаметрич. стихах, стихотворения «De sobrietate» (посвящено Карлу II Лысому) и «Versus de diebus Aegyptiacis». Ему приписываются также образцы лат. гимнографии (неск. секвенций, тропов и др.). Из агиографич. сочинений подлинными считаются «Vita longior Amati», «Passio S. Cassiani», «Passio SS. Cyriaci et Iulittae», «Vita S. Ioanati», «Vita S. Lebuini», «Vita S. Rictrudis».
Трактат «Musica» (кон. 9 в.) имеет дидактич. направленность. В нём Х. пытался приложить античную муз. теорию (усвоенную по Боэцию) к нуждам современной ему певческой практики. Интервалику церковной монодии (см. в ст. Григорианский хорал) он описывал как миксодиатоническую (звукоряд с двойной ступенью b/h), иллюстрируя (в отличие от Боэция) свои тезисы примерами конкретных распевов. Х. одним из первых в истории дал описание зап. монодийной ладовой системы (см. Церковные лады). Из-за наличия миксодиатоники он считал невозможным озвучивание церковных распевов на муз. инструментах (упоминается в т. ч. гидравлос). Отмечая звуковысотную неопределённость музыки, записанной невменной нотацией, предлагал использовать для уточнения высоты греч. символы в форме модифицированных строчных букв, располагая их над невмами. Разработал также тип дидактич. нотации с 6-линейным нотным станом, над линейками которого записывались слоги распева. Интервальные расстояния между линейками, соответствующие тону или полутону, предлагал уточнять лат. буквами T и s, располагая их впереди нотоносца (вроде более поздних ключей).
Х. долгое время приписывали ряд трактатов 2-й пол. 9 – 10 вв., содержащих первые в европ. истории музыки описания многоголосной музыки (см. в ст. Органум), записанной в т. н. дасийной нотации; важнейшие из них – «Musica enchiriadis» («Учебник музыки») и «Scolica enchiriadis» («Схолии к учебнику музыки»). В 20 в. установлено, что все трактаты группы «Enchiriadis» не принадлежат Х., их автора принято обозначать как «Псевдо-Хукбальда». Ныне в качестве автора двух названных трактатов рассматривается Хогер (в 898–902 аббат Верденского мон., ныне в Эссене, Германия).