Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАНИЕ́ЛЕ ДА ВОЛЬТЕ́РРА

Даниeле да Вольтерра. «Пророк Илья в пустыне». Ок. 1550. Собрание д’Эльчи (Сиена).

ДАНИЕ́ЛЕ ДА ВОЛЬТЕ́РРА (Daniele da Volterra; соб­ст­вен­но Да­ние­ле Рич­ча­рел­ли, Ricciarelli) (1509, Воль­тер­ра – 4.4.1566, Рим), итал. жи­во­пи­сец, ри­со­валь­щик, скульп­тор. Воз­мож­но, обу­чал­ся у Б. Пе­руц­ци и Со­до­мы в Сие­не; влия­ние по­след­не­го за­мет­но в ран­ней фре­ске «Пра­во­су­дие» (ок. 1530, Гор. пи­на­ко­те­ка, Воль­тер­ра). В 1536 прие­хал в Рим, где стал од­ним из зна­чит. мас­те­ров рим. мань­е­риз­ма. Фре­ски в ц. Сан-Мар­чел­ло, и осо­бен­но в ка­пел­ле Ор­си­ни в ц. Сан­та-Три­ни­та-деи-Мон­ти (ок. 1545), сво­им дра­ма­тиз­мом, «скульп­тур­ной» трак­тов­кой форм и ком­по­зиц. изо­щрён­но­стью вы­да­ют силь­ное воз­дей­ст­вие позд­не­го твор­че­ст­ва Ми­ке­ланд­же­ло. Фриз од­но­го из за­лов Па­лац­цо Фар­не­зе (ок. 1545–50) со­вме­ща­ет рос­пись с рос­кош­ным стук­ко­вым де­ко­ром в ду­хе Ф. При­ма­тич­чо. Бо­лее са­мо­стоя­тель­ны по сти­лю его фре­ски в ка­пел­ле Дел­ла-Ро­ве­ре в ц. Сан­та-Три­ни­та-деи-Мон­ти (1548–1553), позд­ние ре­лиг. кар­ти­ны («Казнь Ио­ан­на Кре­сти­те­ля», га­ле­рея Са­бау­да, Ту­рин; «Про­рок Илья в пус­ты­не», ок. 1550, со­б­ра­ние д’Эльчи, Сие­на) и де­кор ка­пел­лы Рич­чи в ц. Сан-Пьет­ро-ин-­Мон­то­рио в Ри­ме, вклю­чаю­щий ста­туи Св. Пет­ра и Св. Пав­ла (ок. 1555–66). По при­ка­за­нию па­пы Пия IV в 1565 до­пи­сал («при­крыл оде­ж­дой») об­на­жён­ные те­ла на фре­ске Ми­ке­ланд­же­ло «Страш­ный суд» в Сик­стин­ской ка­пел­ле, за что по­лу­чил про­зви­ще «ис­под­ниш­ник» (il braghettone). Сре­ди скульп­тур­ных ра­бот – бюст Ми­ке­ланд­же­ло (мра­мор, Ка­са-Буо­на­рот­ти, Фло­рен­ция).

Лит.: Levie S. Der Maler Daniele da Volterra. Köln, 1962; Barolsky P. Daniele da Volterra. A catalogue raisonné. N. Y., 1979.

Вернуться к началу