Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАУРА́НА ЛУЧАНО

Л. Лаурана. Парадный внутренний двор Палаццо Дукале в Урбино. 1466–72.

ЛАУРА́НА (Laurana) Лу­ча­но [ок. 1420–25, Вра­на (Ура­на), близ г. За­ра, Дал­ма­ция (ны­не За­дар, Хор­ва­тия) – 1479, Пе­за­ро], итал. ар­хи­тек­тор. Сын ка­мен­щи­ка, учил­ся в За­ре у Джорд­жо да Се­бе­ни­ко. Из­вест­но, что в 1464 Л. ра­бо­тал в Фа­но над Пор­та Мад­жо­ре, за­тем, ве­ро­ят­но, в Пе­за­ро, а в 1465 – в Ман­туе при дво­ре гер­цо­гов Гон­за­га, где на не­го су­ще­ст­вен­ное влия­ние ока­за­ли ар­хит. про­ек­ты Л. Б. Аль­бер­ти. В 1466–72 на­хо­дил­ся в Ур­би­но по при­гла­ше­нию гер­цо­га Фе­де­ри­го да Мон­те­фельт­ро; был на­зна­чен сна­ча­ла гл. ин­же­не­ром, а за­тем ру­ко­во­ди­те­лем всех ра­бот в Па­лац­цо Ду­ка­ле. Во двор­це, строи­тель­ст­во ко­то­ро­го на­ча­лось ещё до при­бы­тия Л. и бы­ло про­дол­же­но по­сле его отъ­ез­да Фран­че­ско ди Джорд­жо Мар­ти­ни, Л. соз­дал па­рад­ный двор с ко­лон­на­дой, часть об­рам­ляю­щих его крыль­ев и об­ра­щён­ный к до­ли­не фа­сад с баш­ня­ми и 3-ярус­ной лод­жи­ей. Эти час­ти, вы­пол­нен­ные на ос­но­ве ар­хит. идей Аль­бер­ти и Ф. Бру­нел­ле­ски, при­да­ют ук­ре­п­лён­ной ре­зи­ден­ции с жи­во­пис­ной не­ре­гу­ляр­ной пла­ни­ров­кой чер­ты ре­нес­санс­но­го двор­ца.

В 1472–74 ра­бо­тал в Не­апо­ле у гер­цога Фер­ран­те спе­циа­ли­стом по ар­тил­ле­рии. В 1474 в Пе­за­ро спро­ек­ти­ро­вал и на­чал воз­ве­де­ние кре­по­сти Рок­ка-Кос­тан­ца (за­кон­че­на под рук. Ке­ру­би­но ди Джо­ван­ни да Ми­ла­но в 1483). Л. (на­ря­ду с др. ху­дож­ни­ка­ми) при­пи­сы­ва­ют­ся 3 ве­ду­ты «иде­аль­но­го ре­нес­санс­но­го го­ро­да» (Нац. га­ле­рея об­лас­ти Мар­ке, Ур­би­но; Гос. му­зеи, Бер­лин; Ху­дож. му­зей У. и Г. Уол­терс, Бал­ти­мор). Ра­бо­ты Л. спо­соб­ст­во­ва­ли рас­про­стра­не­нию прин­ци­пов ре­нес­санс­ной ор­дер­ной ар­хи­тек­ту­ры в Сев. Ита­лии.

Лит.: Colasanti A. L. Laurana. Roma, 1922; Lutz W. L. Laurana und der Herzogspalast von Urbino. Weimar, 1995.

Вернуться к началу