ДИА́З НАРСИС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИА́З (собственно Ди́ас де ла Пе́нья, Diaz de la Реñа) Нарсис (Нарсис Виржилио) (21.8.1807, Бордо – 18.11.1876, Ментона), франц. живописец и литограф. Родился в семье исп. иммигрантов. С 1823 работал на фарфоровой мануфактуре А. Жилле, где познакомился с его племянником – Ж. Дюпре. Занимался живописью по фарфору, что позднее сказалось в любви Д. к чистым, звучным тонам в живописи; ок. 1827 брал уроки у лилльского худ. Ф. Сушона (ученика Ж. Л. Давида); в Лувре копировал работы старых мастеров. Участвовал в парижских Салонах (1831–1844). Испытал влияние Э. Делакруа, франц. ориентализма («В турецком саду», Музей изящных искусств, Бостон). Обращаясь к мифологии, трактовал её в духе изящного гедонизма 18 в. («Венера и Адонис», 1848; «Нимфа и амуры», 1852, обе – Лувр, Париж).
Индивидуальность Д. с наибольшей полнотой проявилась в пейзажной живописи. С 1835 работал в лесу Фонтенбло, излюбленном месте франц. пейзажистов; в 1837 познакомился с Т. Руссо и вошёл в число мастеров барбизонской школы. В сравнении с др. барбизонцами Д. более романтичен и эмоционален; любил эффекты необычного освещения (пламенеющие закаты, бурные грозы и т. п.), его пейзажи часто оживлены жанровыми сценками с живописными персонажами («Цыгане», 1848, Эрмитаж, С.-Петербург; «Приближение грозы», 1871; «Осень в Фонтенбло», 1872, обе – ГМИИ; «Лес Фонтенбло», 1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, и др.). Ок. 1863 Д. сблизился с будущими импрессионистами (О. Ренуаром, К. Моне, А. Сислеем, также с Ф. Базилем), высоко ценившими утончённую живописную технику Д. и его колоризм; в свою очередь Д. в поздних работах испытал воздействие импрессионизма. Работал также в технике литографии («Девушки в лесу» и др.).