Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРКС ГЕРХАРД

МАРКС (Marcks) Гер­хард (18.2.1889, Бер­лин – 13.11.1981, Бур­гб­роль, близ Кёль­на), нем. скульп­тор, гра­фик. Учил­ся в Бер­ли­не – у А. Гау­ля и Г. Коль­бе, в 1907–1912 ра­бо­тал в мас­тер­ской у Р. Шай­бе; в 1910 ис­пол­нял ани­ма­ли­стич. скульп­ту­ру для фар­фо­ро­вой ма­ну­фак­ту­ры в Шварц­бур­ге. По­се­тил Фран­цию (1914, 1925), Ита­лию, Гре­цию (кон. 1920-х гг.). В 1919–25 по при­гла­ше­нию В. Гро­пиу­са ру­ко­во­дил ке­ра­мич. мас­тер­ской Бау­хау­за в Дорн­бур­ге близ Вей­ма­ра; пре­по­да­вал в Шко­ле ху­дож. ре­мес­ла в Бург-Ги­би­хен­штай­не близ Гал­ле (1925–33, с 1928 так­же ди­рек­тор). Был дру­жен с Э. Бар­ла­хом и К. Коль­виц. В 1933 уво­лен на­цис­та­ми с по­ста ди­рек­то­ра шко­лы и ли­шён пра­ва ра­бо­тать; в 1935–45 жил во Фло­рен­ции и Ри­ме. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны пре­по­да­вал в Выс­шей шко­ле изо­бра­зит. ис­кусств в Гам­бур­ге (1946–50). С 1951 жил в Кёль­не; в 1950–60-е гг. со­вер­шил по­езд­ки в США, Мек­си­ку, Ис­па­нию, стра­ны Аф­ри­ки, Гре­цию.

Г. Маркс. Памятник жертвам 2-й мировой войны на Ольсдорфском кладбище в Гамбурге. Известняк. 1949–52.

Твор­че­ст­во М. свое­об­раз­но со­че­та­ет вли­я­ния греч. ар­хаи­ки, А. Май­о­ля и нем. экс­прес­сио­низ­ма: ста­туи «Ко­ле­но­пре­кло­нён­ная» (ка­мень, 1928), «Тан­тал» (1944, обе – Дом-му­зей Г. Мар­кса, Бре­мен), «Ско­ван­ный Про­ме­тей» (1948, Му­зей ис­кусств, Бал­ти­мор; ва­ри­ант – Му­зей Валь­рафа–Ри­харца, Кёльн), «Фрея» (1949, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк), «Аль­пий­ский та­нец» (1954), «Иов» (1957, на площади перед ц. Св. Клары в Нюрн­берге; все – брон­за), так­же порт­ре­ты. Соз­дал ряд па­мят­ни­ков жерт­вам 2-й ми­ро­вой вой­ны – на Ольс­дорф­ском клад­би­ще в Гам­бур­ге (из­вест­няк, 1949–52), в Ман­гей­ме (1952), «Ко­ле­но­пре­кло­нён­ный» (па­мят­ник в руи­нах ц. Св. Эги­дия в Ган­но­ве­ре, из­вест­няк, 1956–58); за­кон­чил на­ча­тый Э. Бар­ла­хом скульп­тур­ный фриз на фа­са­де ц. Ма­ри­ен­кир­хе в Лю­бе­ке, ис­пол­нил скульп­тур­ную груп­пу «Бре­мен­ские му­зы­кан­ты» для пл. Маркт­п­лац в Бре­ме­не (1951). По­след­ние де­ся­ти­ле­тия жиз­ни за­ни­мал­ся пас­тель­ной жи­во­пи­сью и гра­фи­кой (в т. ч. илл. к «Бас­ням» Эзо­па, кси­ло­гра­фии, 1950). В 1971 в Бре­ме­не соз­дан му­зей М., где со­б­ра­ны ок. 350 его скульп­тур и б. ч. ри­сун­ков и гра­вюр.

Соч.: H. Purrmann – G. Marcks, eine Künst­lerfreund­schaft: Briefen. Bremen, 1986.

Лит.: Busch G., Rudloff M. G. Marcks: Das plastische Werk, Werkzeichnis. B. u. a., 1977; Keller J. J. G. Marcks und Griechenland. Starn­berg, 1979; G. Marcks: Retrospective. (Kat.). Münch., 1989; Lammek K. G. Marcks: Das druck­graphische Werk. Stuttg., 1990; G. Marcks und die Antike. Bremen; Heidelberg, 1993; Fitschen J. G. Marcks: Das plastische Werk, 1973–1981. Bielefeld, 2004.

Вернуться к началу