КО́ЛЬБЕ ГЕОРГ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ЛЬБЕ (Kolbe) Георг (15.4.1877, Вальдхайм, Саксония – 20.11.1947, Берлин), нем. скульптор. Обучался в Школе прикладного иск-ва в Дрездене (1893–94), в мюнхенской АХ (1895–97) и в академии Р. Жюлиана в Париже (1897–98). В 1898–1901 жил в Риме, где осваивал технику литографии; встретившись со скульптором-неоклассицистом Л. Тюайоном, решил заняться скульптурой. Испытал влияние М. Клингера, с которым познакомился в Лейпциге по возвращении в Германию. В 1904 переселился в Берлин, где стал членом берлинского Сецессиона; проф. (1918) и чл. (1919) Прусской АХ. Много путешествовал по странам Европы и Ближнего Востока.
Творч. манера К. складывалась под значит. воздействием импрессионизма О. Родена и неоклассицизма А. Майоля. Работал преим. в бронзе. Его ранние скульптуры в спиралевидных разворотах пронизаны танцевальными ритмами [«Амазонка», 1912; «Танцовщик (В. Ф. Нижинский)», 1913–19; обе – Музей Г. Кольбе, Берлин; «Наяда», 1912–19, ГМИИ]. В памятнике Г. Гейне во Франкфурте-на-Майне (1912–13) лирико-поэтич. содержание передано в аллегорич. образах. Классич. мотив обнажённой натуры наделяется в скульптурах К. живым трепетом светотени на бронзовой поверхности. Импрессионистич. проработка формы особенно выразительна в портретах (П. Кассирер, 1925; М. Фридлендер, 1927; оба – Музей Г. Кольбе, Берлин). В 1920-х гг. К. обращается к драматич. сюжетам («Пьета», 1928–30, там же). Особой экспрессией отличаются фигуры, представленные в попытке взлёта или в момент падения («Ночной гений», 1923; «Возносящиеся в облака», 1924–1925; «Паоло и Франческа», 1925; «Зов земли», 1925–32; все – там же).
В период фашистской диктатуры неоклассицизм К. получил одобрение властей; попытка направить его в русло нацистской пропаганды привела к оскудению пластического языка мастера («Восхождение Заратустры», 1932–47, Музей Г. Кольбе, Берлин; памятник воинам в Штральзунде, 1935).