Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́ЛЬБЕ ГЕОРГ

Авторы: В. А. Крючкова

КО́ЛЬБЕ (Kolbe) Ге­орг (15.4.1877, Вальд­хайм, Сак­со­ния – 20.11.1947, Бер­лин), нем. скульп­тор. Обу­чал­ся в Шко­ле при­клад­но­го иск-ва в Дрез­де­не (1893–94), в мюн­хен­ской АХ (1895–97) и в ака­де­мии Р. Жю­лиа­на в Па­ри­же (1897–98). В 1898–1901 жил в Ри­ме, где ос­ваи­вал тех­ни­ку ли­то­гра­фии; встре­тив­шись со скульп­то­ром-не­оклас­си­ци­стом Л. Тю­ай­о­ном, ре­шил за­нять­ся скульп­ту­рой. Ис­пы­тал влия­ние М. Клин­ге­ра, с ко­то­рым по­зна­ко­мил­ся в Лейп­ци­ге по воз­вра­ще­нии в Гер­ма­нию. В 1904 пе­ре­се­лил­ся в Бер­лин, где стал чле­ном бер­лин­ско­го Се­цес­сио­на; проф. (1918) и чл. (1919) Прус­ской АХ. Мно­го пу­те­ше­ст­во­вал по стра­нам Ев­ро­пы и Ближ­не­го Вос­то­ка.

Г. Кольбе. Памятник «Гению Бетховена» во Франкфурте-на-Майне. Бронза.1939 (установлен в 1948).

Творч. ма­не­ра К. скла­ды­ва­лась под зна­чит. воз­дей­ст­ви­ем им­прес­сио­низ­ма О. Ро­де­на и не­оклас­си­циз­ма А. Май­о­ля. Ра­бо­тал пре­им. в брон­зе. Его ран­ние скульп­ту­ры в спи­ра­ле­вид­ных раз­во­ро­тах про­ни­за­ны тан­це­валь­ны­ми рит­ма­ми [«Ама­зон­ка», 1912; «Тан­цов­щик (В. Ф. Ни­жин­ский)», 1913–19; обе – Му­зей Г. Коль­бе, Бер­лин; «На­яда», 1912–19, ГМИИ]. В па­мят­ни­ке Г. Гей­не во Франк­фур­те-на-Май­не (1912–13) ли­ри­ко-по­этич. со­дер­жа­ние пе­ре­да­но в ал­ле­го­рич. об­раз­ах. Клас­сич. мо­тив об­на­жён­ной на­ту­ры на­де­ля­ет­ся в скульп­ту­рах К. жи­вым тре­пе­том све­то­те­ни на брон­зо­вой по­верх­но­сти. Им­прес­сио­ни­стич. про­ра­бот­ка фор­мы осо­бен­но вы­ра­зи­тель­на в порт­ре­тах (П. Кас­си­рер, 1925; М. Фрид­лен­дер, 1927; оба – Му­зей Г. Коль­бе, Бер­лин). В 1920-х гг. К. об­ра­ща­ет­ся к дра­ма­тич. сю­же­там («Пье­та», 1928–30, там же). Осо­бой экс­прес­си­ей от­ли­ча­ют­ся фи­гу­ры, пред­став­лен­ные в по­пыт­ке взлё­та или в мо­мент па­де­ния («Ноч­ной ге­ний», 1923; «Воз­но­ся­щие­ся в об­ла­ка», 1924–1925; «Пао­ло и Фран­че­ска», 1925; «Зов зем­ли», 1925–32; все – там же).

В пе­ри­од фа­ши­ст­ской дик­та­ту­ры нео­клас­си­цизм К. по­лу­чил одоб­ре­ние вла­стей; по­пыт­ка на­пра­вить его в рус­ло наци­ст­ской про­па­ган­ды при­ве­ла к ос­ку­де­нию пла­сти­че­ско­го язы­ка мас­те­ра («Вос­хо­ж­де­ние За­ра­ту­ст­ры», 1932–47, Му­зей Г. Коль­бе, Бер­лин; па­мят­ник вои­нам в Штраль­зун­де, 1935).

Лит.: Meier K. E. von. G. Kolbe. Ann Arbor, 1966; Tie­senhausen M. von. G. Kolbe. Tüb., 1987; Ber­ger U. G. Kolbe. Münch.; N. Y., 1997; G. Kol­be: Wohn und Atelierhaus, Architektur und Geschichte. B., 2000.

Вернуться к началу