НЕОРОМАНТИ́ЗМ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕОРОМАНТИ́ЗМ (нем. Neuromantik, франц. néoromantisme, англ. neo-romanticism), условное наименование ряда эстетич. тенденций, оформившихся в литературе европ. стран и США в кон. 19 – нач. 20 вв. как реакция на натурализм и позитивистскую систему ценностей. Не сложившись в самостоят. течение, взаимодействовал с разл. худож. направлениями эпохи: импрессионизмом, символизмом, неоклассицизмом, экспрессионизмом, футуризмом, а также с отрицаемым натурализмом. Испытавшие влияние идей А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше приверженцы Н., переосмыслив некоторые принципы романтизма (культ индивидуализма, отрицание обыденности, тяготение к мистике и фантастике), обратились к описанию жизни, насыщенной яркими событиями и экзотич. приключениями, сопряжёнными с опасностями, борьбой со стихиями, вмешательством сверхъестественных сил; герой их произведений – незаурядная, сильная личность, часто противостоящая обществу.
Наиболее отчётливо Н. проявился в лит-ре Великобритании (Э. Л. Войнич, Р. Киплинг, А. К. Дойл, Дж. Конрад, Р. Л. Стивенсон, Г. Р. Хаггард, Г. К. Честертон и др.). В США дань Н. отдали А. Бирс, Дж. Лондон, во Франции – Э. Ростан, в Испании – Ф. Гарсия Лорка, в Италии – С. Бенелли, Дж. Пасколи, А. Фогаццаро. В немецкоязычной лит-ре черты Н. присущи произведениям В. Газенклевера, Г. Гауптмана, С. Георге, Г. фон Гофмансталя, П. Хейзе, Р. Хух и др.; в норв. лит-ре – К. Гамсуна и Г. Ибсена. Неоромантич. тенденциями отмечены чешская (Я. Врхлицкий, Й. С. Махар, А. Сова), венгерская (Е. Комьяти, Ф. Мольнар), польская (С. Выспяньский, С. Пшибышевский) лит-ры. В России с Н. связано творчество Л. Н. Андреева, К. Д. Бальмонта, З. Н. Гиппиус, С. М. Городецкого, Д. С. Мережковского, А. М. Ремизова, раннего М. Горького и др.
В совр. литературоведении (преим. англоязычном) термин «Н.» часто понимается расширительно не только как совокупность худож. тенденций конкретной историч. эпохи, но и как свойственное мн. писателям 20 в. пристрастие к романтич. идеям и образам вообще.