ЛО́НДОН ДЖЕК
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛО́НДОН (London) Джек (наст. имя и фам. Джон Гриффит, Griffith) (12.1.1876, Сан-Франциско – 22.11.1916, Глен-Эллен, штат Калифорния), амер. писатель, журналист. В 14 лет оставил школу; сменил множество профессий, в т. ч. продавца, разнорабочего, матроса, электрика. Много странствовал по США, принимал участие в походе безработных на Вашингтон. Активный участник социалистич. движения в США (с 1895), интенсивно занимался самообразованием, изучал сочинения Ч. Дарвина, К. Маркса, Ф. Ницше. В 1896 поступил в Калифорнийский ун-т, который оставил через год из-за отсутствия средств. В период «золотой лихорадки» искал золото на Аляске (1897–98). В 1900-е гг., приобретя писательскую популярность, сотрудничал в качестве корреспондента с ведущими амер. периодич. изданиями.
Дебютировал в периодике в 1890-х гг. рассказами [позднее объединены в сб-ки «Сын волка» («The son of the wolf», 1900), «Дети снегов» («Children of the frost», 1902) и др.], принёсшими Л. лит. признание. Широкую известность получил роман «Зов предков» («The call of the wild», 1903), в котором героизация Севера сочетается с описанием суровых будней золотоискателей и охотников. Отрицание философии индивидуализма нашло отражение в романе «Морской волк» («The sea-wolf», 1904), в котором Л. отходит от «северной» тематики. С этого времени в творчестве Л., развивающем традиции романтич. и неоромантич. прозы Дж. Ф. Купера, Г. Мелвилла, Р. Киплинга, Дж. Конрада, на первый план выдвигается тема взаимоотношений цивилизации, природы и человека. В анималистич. романах «Белый клык» («White fang», 1906), «Джерри-островитянин» («Jerry of the Islands», 1917), «Майкл, брат Джерри» («Michael, brother of Jerry», 1917) подчёркнута органичная связь человека с естеств. миром; филос.-этич. интерпретация человеческого бытия в условиях саморазрушения цивилизации дана в романах «До Адама» («Before Adam», 1906), «Железная пята» («The iron heel», 1907), «Мятеж на "Эльсиноре"» («The mutiny of the "Elsinore"», 1914), «Межзвёздный скиталец» («The star rover», 1913), новелле «Первобытный зверь» («The abysmal brute», 1913) и др. Присущий Л. автобиографизм отразился во многих произведениях, в т. ч. в сб. «Рассказы рыбачьего патруля» («Fish patrol», 1905), книгах очерков «Дорога» («The road», 1907), «Джон Ячменное зерно: Воспоминания алкоголика» («John Barleycornor Alcoholic Memorie», 1913), а также в романе «Мартин Иден» («Martin Eden», 1909; экранизация Н. В. Туркина по сценарию В. В. Маяковского – «Не для денег родившийся», 1918), в центре которого – трагедия талантливого писателя, вынужденного идти на компромисс в условиях буржуазного общества.
Поздние произведения Л. свидетельствуют о творч. кризисе: мелодраматизм и развлекательность присущи новеллистике 1910-х гг., романам «Приключение» («Adventure», 1911), «Маленькая хозяйка большого дома» («The little lady of the big house», 1916). Среди др. произведений: кн. очерков «Люди бездны» («The people of the abyss», 1903), написанная под заметным влиянием М. Горького; публицистич. сб-ки «Борьба классов» («War of the classes», 1905), «Революция» («Revolution», 1910) и др.