КО́НРАД ДЖОЗЕФ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́НРАД (Conrad) Джозеф [псевд.; наст. имя и фам. Юзеф Теодор Конрад Коженёвский (Korzeniowski)] (3.12.1857, Бердичев, ныне Украина – 3.8.1924, Бишопсборн, близ Кентербери), англ. писатель. Сын польск. дворянина. Учился в Кракове и Львове. В 1874 эмигрировал во Францию, служил во франц. и англ. торговом флоте, прошёл путь от матроса до капитана. В 1884 получил англ. подданство. В 1894 оставил флот, поселился в Кенте. Дебютировал романом «Каприз Олмейера» («Almayerʼs folly», 1895, рус. пер. 1923), получившим одобрение Дж. Голсуорси. Осн. темы творчества К. – борьба человека со стихией, верность и предательство, дружба и любовь, долг, ответственность, страх и власть. Известность К. принесли романы и повести в русле неоромантизма, изобилующие описаниями морских приключений: «Негр с „Нарцисса“» («The nigger of the Narcissus», 1897, рус. пер. 1925), «Молодость» («Youth», 1902), «Конец неволи» («The end of the tether», 1902) и др. В романе «Лорд Джим» («Lord Jim», 1900, рус. пер. 1926) К., используя традиции романа воспитания, рассказал историю становления характера молодого человека. В отличие от Р. Киплинга, К. не был склонен идеализировать «цивилизационную» роль европейцев, посвятив роман «Сердце тьмы» («Heart of darkness», 1902; вольная экранизация Ф. Ф. Копполы под назв. «Апокалипсис сегодня», 1979) теме развращающего влияния колонизации на души как завоевателей, так и туземцев. В романе «Ностромо» («Nostromo», 1904, рус. пер. 1928) К. воссоздал образ жизни в вымышленном юж.-амер. государстве, в котором главенствуют деньги и произвол власть имущих. Для прозы К., отразившей влияние Ч. Диккенса, У. Коллинза, Р. Браунинга и в то же время предвосхитившей мн. тенденции прозы модернизма (сопоставление разных точек зрения на события и др.), характерны психологизм, ярко выраженное притчевое начало. Несмотря на то, что англ. языком К. овладел уже будучи взрослым, способность тонко чувствовать и воспроизводить нюансы речи, богатство используемых языковых средств снискали ему репутацию одного из лучших стилистов в англ. лит-ре. Среди произведений К. – автобиографич. роман «Линия тени» («The shadow line», 1917; экранизация А. Вайды, 1976), роман о рус. народовольцах «На взгляд Запада» («Under Western eyes», 1911, рус. пер. 1912), публицистика, путевые очерки, лит.-критич. статьи. Ряд произведений написан К. в соавторстве с Ф. М. Фордом. Творчество К. оказало значит. воздействие на Дж. Лондона, Э. Хемингуэя, У. Фолкнера, Г. Грина и др.