КО́ППОЛА ФРЭНСИС ФОРД
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ППОЛА (Coppola) Фрэнсис Форд (р. 7.4.1939, Детройт), амер. кинорежиссёр, сценарист, продюсер. По происхождению итальянец (отец К. – флейтист и композитор, сочинил музыку для нескольких фильмов К.). В 1960 окончил Ун-т Хофстра (Хемпстед), в 1967 – Калифорнийский ун-т (Лос-Анджелес). С 10 лет снимал любительские короткометражные фильмы, в которых сам выступал и как актёр. В проф. кино с 1960-х гг. Писал сценарии, занимался монтажными экспериментами. В поисках собств. манеры и темы обращался к разл. жанрам: эротич. фильм «Сегодня вечером наверняка!» (1962), психопатологич. драма в готич. духе «Безумие 13» (1963, под рук. режиссёра и продюсера Р. У. Кормена), комедия в стилистике «новой волны» «Ты теперь большой мальчик» (1966), нравоучит. мюзикл с участием Ф. Астера «Радуга Файниана» (1968). Первая зрелая работа – ф. «Люди дождя» (1969, пр. Мкф в Сан-Себастьяне) о неудачниках, выброшенных обществом на обочину жизни. В 1970-е гг. каждый фильм К. становился значит. явлением амер. кино. «Крёстный отец» (1972, К. – соавтор сценария, пр. «Оскар») открыл трилогию о клане нью-йоркской мафии, решённую в жанре семейной саги («Крёстный отец-II», 1974, пр. «Оскар»; «Крёстный отец-III», 1990), и выявил одну из основополагающих черт режиссёрской манеры К. – умение воссоздавать быт и атмосферу ушедших эпох. Актуальность звучания картины «Разговор» (1974, гл. пр. Мкф в Канне) была обусловлена скандальным «уотергейтским делом»: история специалиста по подслушиванию конфиденциальных разговоров трактована здесь как притча о кризисе доверия в совр. обществе. В грандиозном ф. «Апокалипсис сегодня» (1979, гл. пр. Мкф в Канне) К., воссоздавая ужасающие картины войны во Вьетнаме, стремился выявить метафизич. и экзистенциальные основы агрессии как морального зла. В кон. 1960-х – 1970-е гг. К. – один из бесспорных лидеров т. н. Нового Голливуда, чему способствовали также продюсирование значимых фильмов и создание сценариев для др. кинорежиссёров («Паттон» Ф. Шефнера, 1970, сценарий совм. с Э. Нортом, пр. «Оскар» за лучший сценарий; «Великий Гэтсби» Дж. Клейтона, по роману Ф. С. Фицджеральда, и др.). Подобного обществ. резонанса не вызывали фильмы К. 1980-х – нач. 1990-х гг.: красочный, вычурный, с избытком компьютерных эффектов фильм-приключение «От всего сердца» (1982), стилизации на тему битничества «Изгои» (1983) и «Бойцовая рыбка» (1983), гангстерский мюзикл «Клуб "Коттон"» (1984), размышление о «вьетнамском синдроме» «Сады камней» (1987), модернизированная и эстетизированная версия истории о знаменитом вампире «Дракула Брэма Стокера» (1992). После долгого молчания в 2007 К. поставил метафизич. драму «Молодость без молодости», основанную на «философич. фантастике» М. Элиаде и спроецированную на эпоху нацизма кон. 1930-х гг.