МОДЕРНИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОДЕРНИ́ЗМ (от франц. moderne – новый, новейший, современный), совокупность худож. явлений в литературе и искусстве последней трети 19 – 1-й пол. 20 вв., связанных со стремлением к обновлению худож. языка. Теоретич. основой М. стали филос. идеи Ф. Ницше, А. Бергсона; психологич. концепции З. Фрейда, К. Юнга. Модернистские тенденции нашли выражение в позднем романтизме, символизме, импрессионизме, постимпрессионизме, неоклассицизме; в стилях модерн и ар деко. Они проявились в пересмотре эстетич. норм классич. иск-ва (напр., традиц. представлений о прекрасном в декадансе), в отказе от классич. принципов структурирования худож. формы (тональной гармонии в музыке; сюжетности, композиционной уравновешенности, иногда и фигуративности в живописи; связного повествования в романе и др. прозаич. жанрах лит-ры), в поиске новых и усложнении традиц. элементов худож. языка (колористич. трактовка гармонии в муз. импрессионизме; декоративизм, преобладание принципа «случайного кадра», самодовлеющая роль цвета и света в живописи), разработке новых приёмов построения произведения (поток сознания в лит-ре). Наиболее радикальной формой М. стал авангардизм, пересматривавший не только язык иск-ва, но и его общие принципы и задачи. С кон. 1950-х гг. в мировой худож. культуре возникло движение постмодернизма, противостоящее М. с его программным утверждением новизны.