ГА́МСУН КНУТ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГА́МСУН (Hamsun) (псевдоним; наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (4.8.1859, Гарму, пров. Оппланн – 19.2.1952, Норхольм), норв. писатель. Родился в бедной крестьянской семье. Получил неполное школьное образование. В молодости много скитался, в т. ч. по Америке (1882–84, 1886–88); перепробовал ряд профессий. В нач. 2-й мировой войны и в период оккупации Норвегии Г., как и в 1-ю мировую войну, занимал прогерманскую позицию, основанную во многом на иррациональной вере в нем. культуру и историч. миссию Германии. В годы оккупации Г. обратился к соотечественникам с призывом сложить оружие и не оказывать сопротивления нем. войскам. После 2-й мировой войны подвергнут насильственному психиатрическому лечению (1945–48); за коллаборационизм приговорён к значит. штрафу (1947).
Первое соч. Г. – повесть «Загадочный человек. Нурланнская любовная история» («Den gatefulde. En kjærlighedshistorie fra Norland», 1877). В первом автобиографич. романе «Бьёргер» («Bjørger», 1878) затронута важная для всего творчества Г. тема крестьянской жизни и сделан акцент на неразрывной связи человека с природой. Подлинный успех Г. принёс отчасти предвосхищающий мотивы Ф. Кафки роман «Голод» («Sult», 1890), где детальное описание жизни неимущего писателя приобретает экзистенциальный смысл. Романы «Мистерии» («Mysterier», 1892), «Пан» («Pan», 1894), «Виктория» («Victoria», 1898) отличают накал страстей, причудливая игра воображения, обострённость восприятия окружающего мира, психологич. глубина, созвучная прозе Ф. М. Достоевского (которого Г. высоко ценил). Для последующих сочинений Г. – романов «Мечтатели» («Sværmere», 1904), «Под осенними звёздами» («Under Høststjernen», 1906), «Бенони» («Benoni», 1908), «Роза» («Rosa», 1908), «Странник играет под сурдинку» («En vandrer spiller med sordin», 1909), «Дети века» («Børn av Tiden», 1913), «Местечко Сегельфос» («Segelfoss By», 1915), «Соки земли» («Markens grøde», 1917; рус. пер. 1922), «Женщины у колодца» («Konerne ved vannposten», 1920) и др. – характерно углубление критики современной Г. цивилизации в духе неоромантизма. Наиболее значительное соч. Г. – роман-притча «Соки земли», в котором отразилось представление автора о крестьянской жизни как идеальной форме человеческого существования. Особой популярностью у читателей пользовалась романная трилогия: «Бродяги» («Landstrykere», 1927), «Август» («August», 1930), «А жизнь идёт» («Men Livet lever», 1933). В ней, как и в романе «Круг замкнулся» («Ringen sluttet», 1936), наиболее отчётливо выражена тема природной цикличности человеческого бытия.
Среди др. сочинений – драматич. трилогия «У врат царства» («Ved Rikets Port», 1895), «Игра жизни» («Livets Spil», 1896) и «Вечерняя заря» («Aftenrøde»,1898); сборники новелл; поэтич. сб. «Дикий хор» («Det vilde kor», 1904); книги очерков, в т. ч. путевые заметки «В сказочном царстве» («I æventyrland», 1903), в которых Г. описывает своё путешествие в Россию и на Кавказ; автобиографич. кн. «На заросших тропинках» («På gjengrodde stier», 1949), содержащая горькие подробности последних лет жизни писателя. Почти все худож. сочинения Г. переведены на рус. яз. (с 1892). Нобелевская пр. (1920).