НИМЕ́ЙЕР СУАРИС ФИЛЬЮ ОСКАР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИМЕ́ЙЕР, Нимейер Суарис Филью (Niemeyer Soares Filho) Оскар (15.12.1907, Рио-де-Жанейро – 5.12.2012, там же), браз. архитектор, поч. чл. АХ СССР (1983). Окончил Нац. школу изящных искусств в Рио-де-Жанейро (1929–34), где учился у Л. Косты. С 1932 работал в его архит. мастерской, вместе с ним участвовал в проектировании здания Мин-ва просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (1937–43, совм. с А. Э. Рейди, Р. Бурле Марксом и др., ныне Дворец культуры им. Г. Капанемы), тогда же познакомился с идеями модернизма в интерпретации Ле Корбюзье, бывшего консультантом этого проекта. Первой крупной самостоят. работой Н. стал комплекс в Пампулье, близ Белу-Оризонти, заказанный Ж. Кубичеком (1942–43): расположенные вокруг искусств. озера, в зелёной зоне (1941–1944, ландшафтный арх. Бурле Маркс), казино, ресторан, танцевальный зал, яхт-клуб, ц. Сан-Франсиску [на фасаде – панно из изразцов (азулежус), худ. К. Портинари] сочетают принципы современного движения и элементы «тропического модернизма» с его скульптурными, криволинейными объёмами, максимально использующими возможности железобетона. В 1947 принял участие в проектировании штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке (1949–50). Адм. здание «Копан» в Сан-Паулу (проект 1951–54; 1957–66) и собств. вилла Каноас в Рио-де-Жанейро (1953, ландшафтный арх. Бурле Маркс) демонстрируют принципы свободного, нефункционального формообразования, характерные для всего творчества Н.
В 1956 Ж. Кубичек, ставший президентом Бразилии, назначил Н. гл. архитектором отдела архитектуры и градостроительства гос. корпорации «Novacap», занимавшейся строительством новой столицы – Бразилиа. Н. провёл конкурс на градостроит. решение города, в котором победил Л. Коста, а также занялся проектированием ключевых обществ. зданий: жел.-бетон. скульптурные объёмы Дворца Рассвета (резиденция президента республики, 1958–59), Нац. конгресса (1960), Верховного суда (1960), МИДа (1966), кафедрального собора (1959–60; перестроен Н. в 1986–87) и мн. др. рассчитаны на восприятие издалека, с широких проспектов и площадей г. Бразилиа; сложные, намеренно нецелесообразные формы «формалистических» построек Н. требовали также сложного инж. решения. В Берлине Н. построил жилой дом для образцового района выставки «Интербау» (1957; т. н. Ганзейский квартал). В 1960–80-е гг. он много работал за пределами Бразилии, что было связано с установлением в стране неблагоприятного для Н.-коммуниста режима воен. диктатуры (1964–85); в 1965 он эмигрировал во Францию и поселился в Париже. В этот период были построены: Междунар. выставочный комплекс в Триполи (проект 1962; 1975), штаб-квартира КП Франции в Париже (проект 1965; 1967–71, завершено в 1979–1980; совм. с арх. П. Шеметовым, инж. Ж. Пруве и др.), здание изд-ва «Mondadori» в Милане (проект 1968; 1975), ансамбль ун-та Ментури в Константине в Алжире (1974), комплекс «Вулкан» в Гавре (Нац. культурный центр; 1982) и др. Им был создан генплан г. Алжир (1968) и ряда франц. городов. По возвращении в Бразилию в 1985 Н., преим. применяя железобетон, создаёт ансамбли, соединяющие нефункциональные «монументы» и утилитарные сооружения («Самбодром» в Рио-де-Жанейро, 1983–84; Мемориал Лат. Америки в Сан-Паулу, 1989), использует всё более упрощённые геометрич. объёмы [Музей совр. иск-ва в Нитерое (1996; ныне в составе ансамбля «Дороги Нимейера», 2000-е гг.), Музей О. Нимейера в Куритибе (2002) и мн. др.], особенно часто – форму полусферы (Нац. музей в г. Бразилиа, 2006; Междунар. культурный центр Оскара Нимейера в Авилесе, 2010, и др.). Также занимался дизайном мебели. Автор романа «Перед лицом небытия» («Diante do nada», 1999). Междунар. Ленинская пр. «За укрепление мира между народами» (1963). Командор ордена Почётного легиона (2007).