
ПОРТИНА́РИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОРТИНА́РИ (Portinari) Кандиду (29 или 30.12.1903, Бродовски, близ Сан-Паулу – 6.2.1962, Рио-де-Жанейро), браз. живописец и график. Родился в семье батрака, иммигранта-итальянца. Не получил систематич. образования; в 1917 участвовал в росписи церкви в родном городе. С 1919 жил в Рио-де-Жанейро, учился в Нац. худож. школе (1920–28) у Л. ди Албукерка и Ж. Б. да Косты. В 1929–31 жил в Париже, где познакомился с совр. франц. иск-вом; посетил также Лондон, города Испании и Италии (изучал иск-во Джотто и мастеров Раннего Возрождения). Испытал влияние экспрессионизма, сюрреализма, творчества П. Пикассо. Автор картин, чаще всего посвящённых жизни простых людей, в которых экспрессия образов усиливается за счёт использования сумрачной, нередко монохромной цветовой гаммы («Кофе», 1935, Музей изящных искусств, Рио-де-Жанейро; серия «Беженцы», 1944–45, часть – в Музее совр. иск-ва, Сан-Паулу; т. н. Израильский цикл, 1956, и др.). Также писал портреты (Р. Роллан, 1936; О. Бенарио-Престес, 1948, и др.). Под влиянием мекс. мурализма П. стал основоположником браз. монументальной живописи. Исполнил росписи и панно из керамич. плиток-азулежус на историч. и социальные темы в Мин-ве образования в Рио-де-Жанейро (1936–44), панно для павильона Бразилии на Всемирной выставке 1939 в Нью-Йорке, фрески в Б-ке Конгресса в Вашингтоне (1941–42), ц. Сан-Франсиску в Пампулье (близ Белу-Оризонти, 1944–46), колледже в г. Катагуазис (1948–49), панно «Война» и «Мир» (1953–57) для здания ООН в Нью-Йорке. Создал также многочисл. графич. работы, в т. ч. иллюстрации для книг («Посмертные записки Браса Кубаса» Ж. Машаду ди Ассиса, 1944). Междунар. пр. мира (1950), орден Почётного легиона (1946). В г. Бродовски открыт Дом-музей художника.