РАЦИОНАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РАЦИОНАЛИ́ЗМ в архитектуре, 1) теория проектирования в соответствии с рациональными принципами, выведенными из законов науки и диктуемыми назначением постройки. Для Р. важно единство конструкции и формы; декор, не связанный с конструкцией здания, отвергается. Толковать архитектуру «рационально» пытался ещё К. Перро, однако конкретнее Р. был разработан в трудах франц. теоретиков эпохи Просвещения, развивавших идею Витрувия о единстве технич. и эстетич. качеств постройки (М. А. Ложье), и в работах итал. мыслителей 18 в. (К. Лодоли). В 19 в. Р. ориентировался не только на классич., но и на готич. традицию (Э. Э. Виолле-ле-Дюк, О. Пьюджин) как на образцы цельности конструкции и формы. Идеи Р. проявились в проектах Ж. Ж. Суфло, К. Н. Леду, Э. Л. Булле, К. Ф. Шинкеля, А. Лабруста и др. В нач. 20 в. линию Р. разрабатывали А. Лоз, П. Беренс, О. Перре и др. Постулат Р. о единстве функции здания и его архит. решения позволила К. Фремптону и др. историкам найти истоки модернизма во франц. архитектуре кон. 18 в. В последней трети 20 в. Р. получил новую интерпретацию в русле постмодернизма (А. Росси, О. М. Унгерс) и неомодернизма (М. Дудлер, Р. Динер).
2) Наименование архит. направлений 1-й пол. 20 в., выступавших за функциональную оправданность всех элементов архит. сооружения и подчёркивавших социальную роль архитектуры.
3) Итал. вариант архитектуры современного движения кон. 1920-х – 1940-х гг., связанный с деятельностью архитекторов Дж. Терраньи, Дж. Пагано, А. Либера, М. Ридольфи и др., критиков Э. Персико и П. М. Барди.
4) Самоназвание архитекторов группы АСНОВА (Н. А. Ладовский, В. Ф. Кринский и др.), изучавших психофизиологич. воздействие архитектуры на человека и видевших в нём основу для создания архит. образа.