ПЕРРО́ КЛОД
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕРРО́ (Perrault) Клод (25.9.1613, Париж – 9.10.1688, там же), франц. врач, анатом, естествоиспытатель, архитектор и теоретик архитектуры, чл. Королевской АН (1666). Сын адвоката Парижского парламента, брат Ш. Перро. В 1641 получил степень д-ра медицины в Парижском ун-те, затем преподавал там и занимался мед. практикой; изучал анатомию человека и животных, а также процессы их жизнедеятельности. Его исследования по сравнит. анатомии животных вошли в коллективный 2-томный труд академии «Записки, служащие к пояснению естественной истории животных» («Mémoires pour servir а̀ l’histoire naturelle des animaux», 1671–76). Занимался также изобретением воен. машин, грузоподъёмных механизмов и пр.
В 1667 П. вместе с Ш. Лебреном и Л. Лево вошёл в созданный Ж. Б. Кольбером «малый совет» для разработки проекта вост. фасада Лувра. Королю Людовику XIV было представлено 2 проекта, и выбранный им вариант почти сразу стал рассматриваться как индивидуальная работа П. Этот фасад с 3 ризалитами и заключённой между ними во 2-м ярусе колоннадой со сдвоенными колоннами (1667–72; см. илл. к ст. Лувр) стал программным памятником франц. классицизма 17 в. Среди др. построек П. – Парижская обсерватория для Академии наук (1667–72), триумфальная арка дю-Трон (начала строиться ок. 1669, снесена до завершения строительства в 1710); П. также работал в замке Кольбера Со и в Версале, создал проекты франц. ордера архитектурного (на конкурс, объявленный Кольбером в 1671, для оформления аттикового этажа Лувра), объединения Лувра и дворца Тюильри (ок. 1674), реконструкции ц. Сент-Женевьев (Св. Женевьевы) в Париже (ок. 1675 – ок. 1680). В комментариях к своему переводу трактата Витрувия (1673) и в труде «О порядке пяти видов колонн в соответствии с методом древних» («Ordonnance des cinq espèces de colonnes selon la méthode des anciens», 1683) П. отделил принципы античной архитектуры, актуальные для совр. эпохи, от утративших свою важность, отрицая при этом универсальность и вневременность идеала красоты – основополагающую идею классицизма. Концепция П. рассматривалась в Королевской академии архитектуры в 1672 в ходе «спора о древних и новых» как выражение позиции «новых» и, несмотря на победу «древних» во главе с Н. Ф. Блонделем, оказала влияние на франц. классицизм 18 в.