О́РДЕР АРХИТЕКТУ́РНЫЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́РДЕР АРХИТЕКТУ́РНЫЙ (от лат. ordo – порядок), определённое сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и худож. обработка. О. а. включает несущие (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и кapниз, в совокупности составляющие антаблемент) части. Несмотря на существование разновидностей колонны в др.-егип. и минойском зодчестве, ордерная система, объединяющая тип колонны с определённым решением антаблемента, сложилась только в Древней Греции в 7–6 вв. до н. э., где применялась в строительстве храмов и др. сооружений. Первые упоминания О. а. в источниках относятся к 5 в. до н. э. (трагедия Еврипида «Орест»); типы ордеров подробно описываются в трактате Витрувия «Десять книг об архитектуре» (2-я пол. 1 в. до н. э.), но как цельная система О. а. воспринимался только начиная с эпохи Возрождения, что отразилось в архит. трактатах Л. Б. Альберти, А. Палладио, Дж. да Виньолы в Италии, Ф. Делорма во Франции и др.
Основные О. а. получили названия от греч. племён и областей: дорический ордер, ионический ордер, коринфский ордер. Членение О. а. на несущие и несомые части, связанные системой выразит. обломов архитектурных, сделало ордерную систему к сер. 5 в. до н. э. гибким худож. приёмом архитектуры греч. классики. Ордерные принципы помогли создать тектонически ясный архит. образ, выработать соразмерные человеку архит. масштабы. Возможности различного (иногда даже условного) применения О. а. для характеристики др. архитектонич. систем (напр., стены) во многом обусловливают индивидуальность др.-греч. построек в эпоху классики, а также широкое применение О. а. в более поздние историч. эпохи (в архитектуре Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма). В Древнем Риме возникли разновидность дорич. ордера – тосканский ордер, коринфского и ионического – композитный ордер. В др.-рим. эпоху и позднее получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр; применялись также О. а. или отдельные его элементы в сочетании со сводчатыми или арочными конструкциями (ордерными аркадами). Мало использовавшийся в средние века О. а. вызвал большой интерес архитекторов Ренессанса; античная трактовка О. а. возродилась в творчестве Ф. Брунеллески и Л. Б. Альберти в 15 в. Сравнительно свободное употребление О. а. в 15 в. сменяется более строгим их применением в 16 в. В рус. архитектуре ордерные формы широко используются с 18 в. В 20–21 вв. О. а. характерен для архитектуры, связанной с тенденциями неоклассицизма. См. также Колоссальный ордер.